catrina_burana (catrina_burana) wrote,
catrina_burana
catrina_burana

Category:

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 48.

Давайте отвлечёмся от ретроспективных антологий и странных миров и вернёмся к систематическому обзору по странам. Сегодняшняя тема несколько необычна: здесь будут представлены художники, чьё наследие принадлежит культуре не одной, а нескольких стран. Это представители русской эмиграции, в разное время и по разным причинам покинувшие родину. В одну публикацию мне уложиться не удастся, поэтому будет два поста на эту тему.

48. Русское зарубежье — начало

Художников, как водится, я буду представлять в порядке их появления на свет. И первым у нас будет...
Николай Константинович Калмаков (1873 – 1955, Италия — Россия — Франция)

Никалай Калмаков родился и вырос в Италии, в семье русского отставного военного и итальянки. В юности переехал в Петербург, где окончил Императорское училище правоведения. После 1895 года вернулся в Италию, где учился живописи, затем опять приехал в Питер. В 1908 году Калмаков дебютировал как театральный художник. Сотрудничество с ведущими российскими театральными постановщиками принёсло Калмакову известность. Он сблизился с художниками знаменитого объединения «Мир искусства», участвовал в их выставках. В 1913 году в Петербурге прошла первая персональная выставка Николая Калмакова, вызвавшая противоречивые отклики — от восторженных до разгромных.

Девы и олень

Друг Калмакова, актёр Александр Мгебров, писал в своих воспоминаниях:

Калмаков был вообще преоригинальным человеком и совершенно особенным художником. Правда, он был с большим мистическим уклоном, но вместе с тем он всегда стремился и пытался самим собой, своей собственной личностью воплотить художественную проблему эпохи возрождения. Так, например, он, как старинные художники, никогда не покупал красок, но приготовлял их сам из трав и растений, чтобы познать древнюю тайну их — не умирать и не исчезать. И жил он своеобразно, уединенно и одиноко, именно так, как жили старинные художники. В Петергофе, у большого Петергофского парка, он имел маленький собственный домик, в котором были высокие узкие окна, старинная мебель, какие-то старинные балюстрады, лесенки и переходы.

Помню однажды, когда я посетил его, он мне таинственным шепотом рассказывал, что давно пишет черта. «У меня наверху собраны все его эскизы»… Глаза его сверкали в этот момент странным блеском… «Вы понимаете… — говорил Калмаков, — вот уже столько времени я ловлю его (т.е. черта) и никак не могу поймать… Иногда мелькнет передо мною его глаз… иногда хвост… иногда копыто его ноги… но целиком я еще не увидел его, как ни стерегу и ни ловлю…

Женщина и чёрт

В 1920 году Николай Калмаков переехал — по одним сведениям, через Константинополь, по другим — через Ригу — во Францию. При этом его жена, с которой, впрочем, в последние годы он и не особо-то жил, а также и сын, остались в советской России. Его популярность в Европе какое-то время сохранялась, он поучаствовал в нескольких выставках, но при этом он сам не способствовал собственному продвижению: жил уединённо, всячески отвергал общение с активом русской эмиграции — и в результате о нём постепенно стали забывать. Долгие годы Калмаков общался только с русским художником-эмигрантом Сергеем Петровичем Ивановым, а после отъезда Иванова в Америку в 1950 году — и вовсе ни с кем. Закончил свои годы Николай Константинович Калмаков в доме для престарелых.

Негритянка


Афродита с Эросом и Антеросом


Обнаженная с обезьяной


Логово женщин

Следующий художник в сегодняшнем обзоре, вероятно, менее всего имеет отношение к России, потому что в 12-летнем возрасте он вместе с родителями и семьёй переехал из Российской Империи в Соединённые Штаты, и с тех пор связей с исторической родиной особо-то и не имел.

Иван Григорьевич Олинский (1878 – 1962, Россия — США)

Родился Иван Олинский в городе Елисаветград Новороссийской губернии, который потом назывался Кировоград, а нынче Кропивницкий (Украина), в семье помещика. Мальчик проявил способности к рисованию, и родители обучали его у местных художников. После переезда в Америку Иван продолжил обучение по художественной части. Семь лет он учился в художественных заведениях Нью-Йорка, брал индивидуальные уроки у знаменитых в то время американских живописцев. Семья Олинских была весьма состоятельной, и он вместе с женой и дочерью смогли позволить себе в 1908-11 годах длительное путешествие в Европу, где начинающий художник Иван Олинский смог «потусоваться» в европейской художественной среде и завести интересные знакомства. Там они родили ещё одну дочь, впоследствии тоже ставшую художницей. Вернувшись домой, Иван Олинский обзавёлся собственной студией в Нью-Йорке. Специализировался в основном на портретной живописи и настенной росписи. Не испытывал недостатка в заказах, часто выставлялся, многие годы преподавал в Нью-Йоркской Лиге студентов-художников.

Обнажённая


Обнажённая


Лежащая обнажённая


Ожерелье


Сидящая обнажённая


Полуобнажённая женщина


Обнажённая


Женщина в жёлтой юбке


Молодая девушка


Зеркало


Обнажённая



Вера Николаевна Рохлина, урожденная Шлезингер (1896 – 1934, Россия — Франция)

Вера Шлезингер родилась в Москве. Отец Веры был русский с немецкими корнями, мать — француженка. Девушка училась в студии живописи и рисунка художника-импрессиониста Ильи Машкова в Москве, затем в студии Александры Экстер в Киеве. В 1918 году Вера Шлезингер вышла замуж, сменила фамилию и переехала к мужу в Тифлис, а еще через два года — во Францию. С 1922 года художница выставляла свои работы в различных художественных салонах Парижа под именем Vera Rockline. Ее работы пользовались успехом, о художнице заговорили критики и пресса, некоторые из картин были удостоены премий. Журналист, писатель, художественный критик Раймон Эсколье назвал серию обнаженных женских образов Рохлиной «симфонией плоти», а критик Мариус Ари Леблонг назвал Веру Рохлину «сестрой великих венецианцев и Ренуара и истинным лирическим талантом». Женские ню стали основной темой творчества Рохлиной, хотя она писала также портреты, пейзажи и натюрморты с цветами.

Вера Рохлина покончила с собой в 1934 году в возрасте 38 лет. Упомянутый уже критик Леблонг писал, что «преждевременная смерть художницы стала одной из крупнейших потерь на арт-сцене Парижа последних лет»...

День в деревне


Сидящая женщина


Дама в голубой юбке


Обнаженная с ожерельем


Обнаженная в красном берете с зеркалом


Портрет Зинаиды Серебряковой


Сидящая обнаженная


Сидящая обнаженная с красной накидкой


Сидящая обнаженная


Женщина с синим кулоном


Женщина с изумрудом


Женщина с кулоном


Обнаженная с жемчужным ожерельем


Сидящая обнаженная


Обнаженная


Лежащая обнаженная


Отдыхающая обнаженная


Спящая обнаженная


Спящая обнаженная


Молодая женщина с веером



Леонид Исаакович Фрешкоп (Leonid Frechkop, 1897 — 1982, Россия — Бельгия)

Леонид Фрешкоп обладал многогранным талантом: он известен как живописец, график, скульптор, сценограф, переводчик поэзии, художественный критик. Родился в Москве, начальное художественное образование получил в школе живописи Константина Юона, продолжил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Н. Касаткина, А. Архипова, К. Коровина. С 1920-х годов – член Общества художников московской школы. В 1922 году эмигрировал в Бельгию, в 1925 женился на бельгийской пианистке. Жил в Италии, Аргентине, но дом его был в Бельгии, где Леонид Фрешкоп прожил до глубокой старости и кончины, так и не приняв бельгийского гражданства. Участник многих выставок, в том числе персональных, в самых престижных галереях Европы и Южной Америки.

Три обнаженных в интерьере


Обнаженная


Стоящая обнаженная


Девушка, моющая волосы


Спящая девушка


Битва


Восточная красавица с розой


Девушка с обнаженным бюстом


Отдыхающая обнаженная


Модель


На берегу


Задумчивая


Пара


Святой Иоанн Креститель


Стоящая обнаженная


Женщина на рыбе


Незваный гость


Портрет девочки в розовой шляпе


Женщина с обнаженным бюстом


Стоящая обнаженная


Девушка, прибирающая волосы


Забытая модель


Проход закрыт!


Пляска гномов


В царстве идолов

А в заключение сегодняшнего обзора я представлю не одного художника, а целую компанию, костяк которой составляют трое братьев Сойеров, и Марк Твен с его Томом Сойером, как несложно догадаться, тут совсем не при делах. Кроме Сойеров будет еще кое-кто, но это уже в самом конце. Итак:

Моисей, Рафаэль и Исаак Сойеры (Россия — США)

Братья-близнецы Моисей и Рафаэль Сойеры родились в 1899 году в городке Борисоглебске (ныне Воронежская область). Через три года родился их брат Исаак. А всего в семье было шестеро детей. Семья была состоятельной; отец был просвещенным человеком — преподавал в ешиве древнееврейскую историю и язык.

Братья Сойеры с детства имели тягу к рисованию. Но ключевую роль в становлении их как художников сыграла бешеная кошка, искусавшая всех троих братьев, да ещё и их сестрёнку. Отец срочно повёз детей в Москву, где им была оказана необходимая помощь, но им какое-то время пришлось жить в Первопрестольной, пока детям проводили вакцинацию. «Сорок уколов» — этим, помнится, еще меня бабушка пугала, когда я проявляла тягу к бродячим животным. А тогда реально делали именно 40 уколов при заражении бешенством! Чтобы скрасить жизнь бедных детишек, которые вынуждены были терпеть малоприятные процедуры, отец водил их в Третьяковскую галерею, где они стали буквально завсегдатаями. Как потом говорил Моисей Сойер, именно тогда у него и его брата-близнеца Рафаэля возникла стойкая уверенность, что они непременно станут художниками.

В 1912 году семья Сойеров эмигрировала в Америку и поселилась в Нью-Йорке. Дети пошли в школу, но им приходилось в свободное время подрабатывать разносчиками газет, продавцами газировки... Семья, мягко говоря, не шиковала, и в последнем классе школы братья-близнецы решили бросить учёбу и пойти работать. Скрепя сердце, родители вынуждены были с этим согласиться. Моисей потом писал, что утешением для родителей стали три дочери, которые прилежно учились, с отличием окончили и школу, и колледж.

А близнецы — Моисей, которого теперь стали звать Мозес и Рафаэль решили стать художниками; вскоре к ним присоединился Исаак, он же Айзек. Они начали посещать вечерние занятия в школе искусств «Cooper Union», потом поступили в Национальную Академию дизайна. Дальше братья учились еще много где, познакомились с ведущими американскими художниками того времени; Мозес сам стал преподавателем, и за педагогические успехи был награждён поездкой в Париж, куда поехал в 1926 году с молодой женой-балериной — в результате они провели в Европе несколько лет, родили там сына, обзавелись знакомствами, да еще младший брат Исаак к ним приехал, и тоже с молодой женой, и тоже на какое-то время они в Париже осели...

Потом, исчерпав средства, Мозес и Айзек вернулись в Америку, а Рафаэль, напротив — рванул в Европу. Там он посетил республиканскую Испанию, Советский Союз... Надо сказать, что, поскольку Сойеры уезжали еще из царской России, неприязни к России советской у них не было, и даже напротив — они дружно состояли в левых организациях: «клубе имени Джона Рида» и группе «Hampton Bays», где заправляли тоже русские художники-эмигранты Николай Циковский и Давид Бурлюк, о которых, впрочем, поговорим чуть позже. Да и о братьях Сойерах можно разглагольствовать еще долго, но не лучше ли нам перейти к просмотру их художественного творчества в жанре «ню»?

Моисей Абрамович Сойер, он же Мозес Сойер (Moses Soyer, 1899, Борисоглебск — 1974, Нью-Йорк)

Художник и модель


Предложение


Отдых


Две обнаженные на кровати


Молодая девушка


Модель и отражение художника


Светловолосая


Обнаженная блондинка


Девушка на стуле с полосатым покрывалом


Девушка с коричневым ожерельем


Обнаженная на стуле


Сидящая женщина


Сидящая полуобнаженная


Сидящая девушка


Молодая женщина с белой накидкой


Семь танцовщиц



Рафаэль Абрамович Сойер (Raphael Soyer, 1899, Борисоглебск — 1987, Нью-Йорк)
На берегу


После купания


Три грации


Зельда


Сеанс с моделью


Модель


Синтия


Обнаженная



Исаак Абрамович Сойер, он же Айзек Сойер (Isaac Soyer, 1902, Борисоглебск — 1981, Нью-Йорк)
Его картин в жанре «ню» удалось отыскать не так много...

Отдыхающая женщина


Обнаженная

Чуть выше я обещала вернуться к друзьям и товарищам братьев Сойеров по их художественным и левацким устремлениям. Упомянуты были художники Н. Циковский и Д. Бурлюк — ну что ж, вот они, в виде бонуса, хоть и выпадают они из хронологии по годам рождения.

Циковский Николай Степанович (1894 — 1984, Россия — США)
Рыжеволосая красавица

А Давид Давидович Бурлюк (1882 — 1967), который не только художник, но еще и поэт, и вообще — основоположник русского футуризма — по степени своей известности переплюнет, пожалуй, всех, с кем я познакомила в этом посте — вместе взятых! Но именно в жанре «ню» его творческое наследие совсем не богато. Из нескольких сотен картин самых разных жанров и стилистики не найдешь и десятка с обнаженной натурой. Но! Картины Давида Бурлюка, несмотря на их наивность (а почему несмотря? может быть, как раз благодаря!) — излучают оптимизм, жизнелюбие и веру в завтрашний день — с каким настроением я и привыкла завершать каждую свою публикацию. Итак, смотрим Давида Бурлюка и прощаемся, но ненадолго: будет еще завершение темы про русское зарубежье.

Две обнаженные женщины


Купание


Обнаженная женская натура


Обнаженная


Поцелуй



К оглавлению
Локальное оглавление по российским художникам
Tags: Бельгия, Италия, Российская Империя, Россия, США, Франция, ню, обнаженная натура, эмиграция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments