catrina_burana (catrina_burana) wrote,
catrina_burana
catrina_burana

Category:

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 65.

Итак, мы подошли к последней, четвёртой части обзора любовных приключений главного из богов-олимпийцев — Зевса. Первые три вы легко можете найти в оглавлении. Сегодня у нас будут две главные героини — Антиопа и Даная — и несколько второстепенных. И с Антиопой, и с Данаей связаны очень интересные истории, прямо настоящие триллеры. Поэтому они и вдохновили очень многих художников разных стран и эпох, и мы имеем возможность посмотреть картины, посвященные этим героиням и событиям, с ними связанным. Те же, кого я назвала «второстепенными» — может быть, таковыми на самом деле не были, может быть, для Зевса любовная связь с ними была большим событием — но подробностей об этих адюльтерах у нас не так много, соответственно, не многие из художников увлеклись этими сюжетами.

65. Ретроспектива: Проделки Зевса-IV: Антиопа, Даная и другие

В давние времена царствовал в Фивах царь Никтей, а в одном из ближайших к Фивам государств — Сикионе — царствовал царь Эпопей. У Никтея была дочь Антиопа, которую он растил в строгости. Девушка созрела, и ей хотелось приключений, но суровый папаша держал дочь при себе и никаких вольностей ей не позволял. По всей видимости, царь Эпопей приезжал к Никтею с официальными визитами или просто в гости, и, видать, запал на Никтееву дочку. А может, она на него запала. Короче, какое-то чувство между ними возникло, и, похоже, они сговорились, что Антиопа при первом же удобном случае сбежит от папаши-тирана и переберется к Эпопею в Сикион, где тот возьмёт ее в жёны.

Антиопа решила приурочить побег к ежегодному празднеству в честь бога Диониса — дионисии. Девушка правильно рассудила, что все будут поглощены предпраздничной суетой, и надзор за ней ослабнет. Но, покинув резиденцию отца, Антиопа не отправилась к жениху, а решила принять участие в дионисии — ну, надо ведь гульнуть напоследок! Вот и застряла она в окрестностях Фив вместе с гуляющими и празднующими.

А наш главный герой — Зевс — конечно же, не мог пропустить такого события, как праздник Диониса. В своём истинном виде он появиться не мог, поэтому принял облик сатира и именно в нём стал искать себе амурных развлечений. И, как впрочем и всегда, снискал удачу: набрёл на девицу, отдыхающую посреди празднества, в чём мать родила — это и была Антиопа. Девушка для приличия немного поупиралась, но против чар прожжённого прелюбодея она, конечно же, устоять не смогла — собственно, за такого рода приключениями она и отправилась на праздник. Именно пикантный момент соблазнения Антиопы Зевсом в облике сатира и вдохновил большую часть художников, обратившихся к этому сюжету. Смотрим.
Тициан (Tiziano Vecellio, 1488-90 — 1576, Италия)


Корреджо (Antonio Allegri Da Correggio, 1489 – 1534, Италия)



Бартоломеус Спрангер (Bartholomeus Spranger, 1546 — 1611, Фландрия — Нидерланды)


Ханс фон Аахен (Hans von Aachen, 1552 — 1615, Нидерланды)


Хендрик Гольциус (Hendrick Goltzius, 1558 — 1617, Нидерланды)


Гольциус, как и всегда, великолепен. Ещё одна его версия истории Зевса и Антиопы:



Джузеппе Чезари (Giuseppe Cesari, 1568 — 1640, Италия)


Никола Пуссен (Nicolas Poussin, 1594 — 1665, Франция)


Антонис Ван Дейк (Antoon van Dyck, 1599 — 1641, Фландрия – Нидерланды)


Лука Джордано (Luca Giordano, 1634 — 1705, Италия)


Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau, 1684 — 1721, Франция)


Шарль-Андре ван Лоо (Charles-Andre van Loo, 1705 — 1765, Франция)


Жан-Батист-Мари Пьер (Jean-Baptiste-Marie Pierre, 1714 — 1789, Франция)


Шарль-Мишель-Онж Шаль (Charles-Michel-Ange Challe, 1718 — 1778, Франция)


Анна Доротея Тербуш, урождённая Лисиевская (Anna Dorothea Therbusch, 1721 — 1782, Германия)


Жан-Симон Бартелеми (Jean-Simon Berthelemy, 1743 — 1811, Франция)


Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David, 1748 — 1825, Франция)


Неизвестный художник (XVIII век, Германия)


Бенинь Ганьеро (Benigne Gagneraux, 1756 — 1795, Франция)


Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres, 1780 — 1867, Франция)


Жан-Жюль-Антуан Леконт дю Нуи (Jean-Jules-Antoine Lecomte de Nouy, 1842 — 1923, Франция)


Роберт Вебстер (Robert Webster, 1946, Нидерланды)
Зевс и Антиопа — три версии






Игорь Колосков (1950, Россия)


Алехандро Десинти (Alejandro DeCinti, 1973, Чили)


Алексей Головин (1977, Россия)

На самом деле, этот эпизод был только завязкой в истории Антиопы. После любовного приключения с Зевсом девушка, как водится, понесла. Это не помешало ей осуществить свой первоначальный замысел и сбежать в Сикион, к своему избраннику царю Эпопею, который на ней и женился.

Отец Антиопы, узнав об этом, от потрясения смертельно захворал. Перед кончиной он завещал своему брату Лику отомстить Эпопею и покарать непутёвую дочь — вот ведь какой был злой человек! Лик отправился с войском в поход на Сикион, взял город, убил Эпопея и захватил в плен свою племянницу, которая к тому моменту была уже на сносях. По дороге в Фивы Антиопа родила мальчиков-близнецов, впоследствии носивших имена Амфион и Зет (Зеф). Говорили, что Амфион был сыном Зевса, а Зет — сыном Эпопея, но также ходили слухи, что оба мальчика были от Зевса. Лик не разрешил взять новорожденных с собой, и их оставили в пещере. Вскоре близнецов обнаружили пастухи, вроде бы, не без подсказки Зевса, и взяли их на воспитание.

Фламандский художник Винсент Селлаэр целых две картины посвятил Зевсу, Антиопе и их детям-близнецам. Но сюжет этих картин противоречит всем описаниям данной истории: Антиопа была разлучена с детьми сразу после их рождения и встретилась с ними только через 20 лет. Может быть, художник знал что-то, чего не знаем мы?

Винсент Селлаэр (Vincent Sellaer (ок.1490 — ок.1564, Фландрия — Нидерланды)
Зевс, Антиопа и их дети-близнецы Амфион и Зеф



Лик подарил Антиопу своей жене, которую звали Дирка, в качестве рабыни. Дирка жестоко обращалась с Антиопой и держала её под замком. Но Антиопе удалось и в этот раз провернуть побег из заточения во время празднеств, посвященных Дионису, которого Лик и Дирка почитали особо. Она помнила, где оставила своих детей и рванула именно туда. Зловредная Дирка быстро взяла след, Антиопу схватили, и Дирка приказала именно Амфиону и Зету подвергнуть «беглую рабыню» казни, привязав её к рогам быка. Но тут опять вмешался Зевс, который направил пастуха, вырастившего близнецов, к ним с разъяснениями. Когда Амфион и Зет узнали, что Дирка едва не сделала их матереубийцами, то они именно её и привязали за волосы к рогам быка, и тот таскал её, пока она не скончалась.

Стенная роспись в Помпеях
Смерть Дирки

Но и это еще не вся история Антиопы. Дионис, расстроенный смертью своей почитательницы, в гневе лишил Антиопу разума, и она несколько лет бродила по всей Греции, ничего не соображая. Но её встретил некий Фок, который был ни много, ни мало — сыном самого Посейдона, и он излечил Антиопу и взял её в жёны. Сын Антиопы, Амфион, стал певцом и поэтом; другой сын, Зет — пастухом и охотником. А Лика, Антиопиного дядю и Диркиного вдовца, они, само собой, убили.

История Данаи не менее интересна, и, между прочим, многими моментами перекликается с историей Антиопы. Отцом Данаи был Акрисий, царь Аргоса. Но, в отличие от отца Антиопы Никтея, который жестоко воспитывал дочь просто по вредности, Акрисий вынужден был прибегнуть к суровым мерам в отношении Данаи вынужденно, от безысходности. Поясняю: какой-то провидец предсказал Акрисию, что его внук, рождённый от дочери, войдя в силу, его, Акрисия, убьёт. Что оставалось делать Акрисию, как не попытаться предотвратить появление внука? Вот он и заточил созревающую дочь в медную башню, приставил к ней служанку и вменил ей в обязанность денно и нощно не спускать с Данаи глаз. Ну, некрасиво поступил Акрисий, конечно, но понять его всё же можно.

Но Зевс был действительно всемогущ, особенно по женской части, и даже томившуюся в темнице Данаю он сумел рассмотреть как следует и оценить по достоинству — а по всем отзывам, Даная и на самом деле была чудо как хороша! Ну, и конечно же, Зевс загорелся идеей во что бы то ни стало Данаю... скажем так, поиметь. Излюбленный его приём с превращением в птицу, как он сам понимал, в данном случае не срабатывал. Превращаться в сатира, как с Антиопой — тоже было абсолютно контрпродуктивной затеей. Но фантазия Громовержца была безгранична, и возможности — неисчерпаемы! Он додумался превратиться в золотой дождь (гусары, молчать! — тогда о некоторых нынешних перверсиях даже на Олимпе не догадывались!) Тем самым он убивал сразу двух зайцев: золотыми монетами, сыплющимися прямо с отверзшихся небес, он подкупал и отвлекал служанку, ну а сам, в виде упомянутого дождя — проникал в Данаю.

Задумано — сделано. Зевс особо не склонен был к рефлексиям, и все свои богатые фантазии сразу воплощал в жизнь. Вот именно этот момент и воодушевил многих художников на создание живописных полотен, где изображено оплодотворение Данаи золотым дождём. Само собой, с нюансами и вариациями. Смотрим в хронологическом порядке.
Ян Госсарт по прозванию Мабюз ((Jan Gossaert, Mabuse, 1479 — 1541, Нидерланды)


Тициан (Tiziano Vecellio, 1488-90 — 1576, Италия)


Тициан явно запал на эту тему и создал несколько вариантов «Данаи». Здесь — 5 из них.









Корреджо (Antonio Allegri Da Correggio, 1489 — 1534, Италия)


Тинторетто (Tintoretto, он же Jacopo Robusti, Jacopo Comin, 1518 — 1594, Италия)


Гаспар Бесерра (Gaspar Becerra, 1520 — 1570, Испания)


Неизвестный художник (XVI век, Италия)


Хендрик Гольциус (Hendrick Goltzius, 1558 — 1617, Нидерланды)
Спящая Даная перед посещением Зевса


Орацио Джентилески (Orazio Gentileschi Lomi, 1563 — 1639, Италия)


Иоахим Юттеваль (Joachim Wtewael, 1566 — 1638, Нидерланды)


Артемизия Джентилески (Artemisia Gentileschi, 1593 — 1653, Италия)


Последователь Ганса Роттенхаммера (1564 — 1625, Германия)


Жак Бланшар (Jacques Blanchard, 1600 — 1638, Франция)две версии




Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon Van Rijn, 1606 — 1669, Нидерланды)

Пожалуй, наряду с тициановской, рембрандтовская версия Данаи — самая знаменитая

Якоб ван Лоо (Jacob van Loo, 1614 — 1670, Нидерланды)два эпизода

Похоже, служанка в сговоре с Зевсом. Вот она будит Данаю... зачем бы это?


... а вот зачем!

Антонио Беллуччи (Antonio Bellucci, 1654 — 1726, Италия)


Паоло де Маттейс (Paolo De Matteis, 1662 — 1728, Италия)два варианта




Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo, 1696 — 1770, Италия)


Франсуа Буше (Francois Boucher, 1703 — 1770, Франция)два варианта




Андреа Казали (Andrea Casali, 1705 — 1784, Италия)


Жан-Батист-Мари Пьер (Jean-Baptiste-Marie Pierre, 1714 — 1789, Франция)


Антон Рафаэль Менгс (Anton Raphael Mengs, 1728 — 1779, Германия)


Неизвестный художник (XVIII век, Германия)


Николя-Рене Жоллен (Nicolas-Rene Jollain, 1732 — 1804, Франция)


Жан-Лоран Монье (Jean-Laurent Mosnier, 1743 — 1808, Франция)


Адольф Ульрик Вертмюллер (Adolf Ulrik Wertmuller, 1751 — 1811, Швеция)


Жан-Батист Реньо (Jean-Baptiste Regnault, 1754 — 1829, Франция)


Мари-Виктуар Жакуто (Marie-Victoire Jaquotot, 1772 — 1855, Франция)


Эжен Субиран (Eugene Soubiran, 1797 — 1859, Франция)


Анри Фантен-Латур (Henri Fantin-Latour, 1836 — 1904, Франция)


Каролюс-Дюран (Carolus-Duran, он же Charles Emile Auguste Durant, 1838 — 1917, Франция)


Александр Жак Шантрон (Alexandre Jacques Chantron, 1842 — 1918, Франция)


Леон Франсуа Комер (Leon Francois Comerre, 1850 — 1916, Франция)


Дельфин Анжольра (Delphin Enjolras, 1857 — 1945. Франция)


Густав Климт (Gustav Klimt, 1862 — 1918, Австрия)


Франц фон Штук (Franz von Stuck, 1863 — 1928, Германия)


Эрнест Ли Мейджор (Ernest Lee Major, 1864 — 1950, США)


Карл Стратман (Carl Strathmann, 1866 — 1939, Германия)


Филипп Андреевич Малявин (1869 — 1940, Россия — Франция)


Дьюла Асталош (Gyula Asztalos, 1900 — 1972, Венгрия)


Лев Смарагдович Чистовский (1902 — 1969, Россия — Франция)


Тед Сет Джекобс (Ted Seth Jacobs, 1927, США)


Алексей Васильевич Кузьмич (1945 — 2013, Белоруссия)
Юная Даная


Эди Бранколини (Edi Brancolini, 1946, Италия)

Почему-то не в башне и не в темнице... И Зевс здесь оригинальный.

Борис Ольшанский (1956, Россия)две картины
Даная (предчувствие)


Даная


Сергей Лосев (1961 — 2008, Россия)
Гламурная Даная


Раушан Зинурович Губайдуллин (1963, Россия)


Патриша Уотвуд (Patricia Watwood, 1971, США)


Алехандро Десинти (Alejandro DeCinti, 1973, Чили)


Алексей Головин (1977, Россия)


Агита Кейри (Agita Keiri, 1978, Латвия)


Прядко Юрий Юрьевич (1980, Украина)
Современная Даная


Анастасия Хохрякова (1980, Россия)

Как видим, есть много версий относительно того, как именно Даная приняла в себя золотой дождь, ниспосланный ей Зевсом, но в главном никаких разночтений нет: Зевс осеменил Данаю, и через 9 месяцев она родила сына. Назвала Персеем. Отец Данаи, царь Акрисий, проходя как-то мимо башни, в которой он заточил дочь, вдруг услышал крик младенца. Акрисий не на шутку очканул: сбывается ведь пророчество-то! Объятый ужасом и гневом, ворвался он в башню, увидел дочь с младенцем и, трясясь от злобы, задал только один вопрос: кто?! — Зевс, — честно ответила Даная. Акрисий принял этот ответ за насмешку и издевательство, приказал казнить служанку, а Данаю с сыном посадить в ящик и бросить в море.

Тут уже возникают разнотолки. Одни говорят, что ящик был с крышкой, другие — что без крышки, третьи вообще утверждают, что это был не ящик, а плот, а иные настаивают, что это и вовсе была лодка.

Антонио Беллуччи (Antonio Bellucci, 1654 – 1726, Италия)
Даная на плоту


Уильям Расселл Флинт (William Russell Flint, 1880 – 1969, Британия)
Акрисий и Даная, иллюстрация из книги 1914 г.

— Папаша, посмотрите же, это ваш внук, и он сын самого Зевса!
— Не желаю даже видеть ни твоего байстрюка, ни тебя, шалаву!


Уолтер Крэйн (Walter Crane, 1845 — 1915, Британия)
Даная и Персей, иллюстрация из книги 1910 г

Но Зевс, хоть и обладал ветреным характером, но всё же был не лишён благородства. По крайней мере, своих «бывших» и прижитых от него детей он в беде старался не бросать. Вот и здесь, он, видимо, перетёр с Посейдоном, а тот направил дев-океанид, чтобы они обеспечили «зелёный коридор» ящику с Данаей и Персеем, и океаниды благополучно доставили их на небольшой островок Сериф, на котором правил царь Полидект. На берегу ковчег подобрали рыбаки, а брат царя Диктис, тоже рыбак, принял Данаю с Персеем как родных, поселил их при храме Афины и потом курировал воспитание Персея.

Джон Уильям Уотерхаус (John William Waterhouse, 1849 — 1917, Британия)


Томас Хит Робинсон (Thomas Heath Robinson, 1869 — 1954, Британия)
Даная, Персей и Диктис, иллюстрация из книги 1905 г.

Относительно дальнейшей судьбы Данаи нет единой версии. Вроде бы она вышла замуж за царя Полидекта. Но некоторые утверждают, что она отвергла царёвы ухаживания и жила под опекой Диктиса, который после смерти брата сам стал царём Серифа. А еще поговаривают, что, когда Персей вырос, она вернулась на свою родину, в Аргос... Персея же ждала яркая и интересная судьба. Он стал настоящим героем, но сегодня речь всё же не о нём — хотя не исключаю, что одна из последующих ретроспектив будет посвящена именно ему.

В завершение истории Данаи остановимся на судьбе её отца, Акрисия. Он всю свою жизнь вынужден был уклоняться от встречи с Персеем, хотя тот не вынашивал никаких планов мести. И уже будучи глубоким стариком, он всё же махнул рукой — мол, будь как будет! — и принял приглашение внука на спортивный праздник, который Персей устроил в городе Ларисса. Там-то и сбылось пророчество: Персей метнул диск, а тот попал в голову наблюдавшего за состязаниями Акрисия...

Сибил Тоуз (Sybil Tawse, 1886 – 1971, Британия)
Смерть Акрисия, иллюстрация из книги 1915 г.

Пора уже нам завершать подборку о проделках Зевса, растянувшуюся на целых четыре части. Но есть еще несколько эпизодов из внушительного списка любовных побед Громовержца. Истории эти не оставили такого следа в живописи, как, скажем, случаи с Ледой, Европой, Ио, Каллисто или сегодняшними героинями, Антиопой и Данаей, но всё же не прошли незамеченными у художников. Давайте посмотрим напоследок, прежде чем окончательно распрощаться с Зевсом и его многочисленными пассиями.

Впрочем, на амурных фронтах у Зевса были не только победы. Например, с девицей по имени Астерия у него вышел натуральный облом. Астерия-то была и сама девушкой не простой, родители её были титаны Кой и Феба, а сестра — Лето, которую Зевс в своё время всё же соблазнил. Зевс в случае с Астерией особо не стал заморачиваться, превратился в орла, да и хотел было её утащить. Но она, в свою очередь, превратилась в перепёлку, да и была такова.

Марко Либери (Marco Liberi, ок.1640 – после 1687, Италия)
Астерия и Зевс

Алкмена была дочерью микенского царя. Мужем её был Амфитрион, и вот Зевс наш, запав на Алкмену, притворился этим самым Амфитрионом, да и провёл с ней на супружеском ложе несколько ночей. В результате Алкмена родила близнецов: Ификла — от настоящего Амфитриона и Алкида — от Зевса. Алкид впоследствии стал именоваться Гераклом...

Жак Николя Тардьё (Jacques-Nicolas Tardieu, 1716 — 1791, Франция)
Зевс и Алкмена

Мнемозина, дочь титанов Урана и Геи, и сама титанида, тоже стала жертвой обмана Зевса. Почему-то он побоялся подкатывать к ней в собственном облике, видимо, был уверен, что Мнемозина ему откажет. Поэтому он прикинулся пастухом — наверное, он был в курсе каких-то... маленьких слабостей Мнемозины — и она провела с Зевсом девять ночей. В результате через девять месяцев она родила девять муз...

Якоб де Вит (Jacob de Wit, 1695 — 1754, Нидерланды)
Юпитер в образе пастуха, соблазняющий Мнемозину

Олимпиада Эпирская была дочерью царя Эпира Неоптолема I и женой македонского царя Филиппа II. Зевс соблазнил её вот в таком экстравагантном облике, как мы видим на картине ниже. Видимо, как и в случае с Мнемозиной, он тоже был в курсе каких-то тайных предпочтений Олимпиады. В результате их связи родился Александр Македонский, который всячески продвигал эту версию своего появления на свет, хотя Филиппа почитал родным отцом.

Джулио Романо (Giulio Romano, он же Pippi, 1492 — 1546, Италия)
Зевс соблазняет Олимпиаду Эпирскую

И последним эпизодом в нашем эпическом повествовании о проделках Зевса на любовной ниве будет случай с девушкой по имени Эвримедуса. Тут уж Зевс превзошёл самого себя и проявил незаурядное чувство юмора. Эвримедусу он поимел в облике... муравья! В результате она родила сына по имени Мирмидон.

Алексей Гневышев (1991, Украина — Германия)
Эвримедуса

Вон он, на кончике ветки сидит, да лапки к девушке тянет, муравьишко-то наш...

На этом ретроспектива, посвященная похождениям главного олимпийца и их отображению в живописи, завершена. Но другие ретроспективы, в том числе и про героев древней Греции, еще обязательно будут. Оставайтесь на связи!


К оглавлению
Tags: Антиопа, Даная, живопись, ню, обнаженная натура, похождения Зевса, ретроспектива
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments