catrina_burana (catrina_burana) wrote,
catrina_burana
catrina_burana

Category:

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 100.

Ну вот. Мы подошли к самому, пожалуй, торжественному и волнующему моменту во всей истории проекта «Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран» — публикации сотого поста. Понятное дело, что этот пост не должен быть рядовым. Он призван отразить праздничную атмосферу, которая неизбежно должна возникнуть в умах и сердцах уважаемых читателей в связи с вот таким неординарным событием. Соответственно, передо мной встала задача подбора адекватной темы — чтобы отразить и праздничные настроения, и соответствовать заявленному предмету.

Поначалу меня потянуло на соцреализм — подумалось, мол, тематика всем близкая, а праздновать в не столь давние времена любили и умели, да и художники были вполне зачётные... Но мои изыскания в этом направлении ни к чему не привели. Ну вот, например, отличная тема: праздник урожая в советском колхозе. Вот, я даже не поленилась и сделала подборку прекрасных образцов творчества советских художников по этой тематике.


В этих картинах замечательно всё (я серьёзно!) — и композиция, и цветовое решение, хороши и персонажи — но... ведь у нас-то подразумевается обнажённая натура, а где здесь, спрашивается, она? Нет, я могу предполагать, да что там говорить — я уверена, что в продолжение всех четырёх представленных на картинах эпизодов обнажённая натура всё-таки рано или поздно имела место. Что в суровые 30-е, что в куда более «вегетарианские» 60-е — человеческая природа всегда была одинаковой, и чем заканчивались такие праздники — все знают. Но советские художники-соцреалисты то ли в силу цензурных ограничений, то ли из-за своей целомудренности стеснялись изображать «афтепати» колхозных праздников урожая — увы... Поэтому изначальный мой посыл — привлечь для юбилейного поста соцреалистов — зашёл в тупик.

Поэтому пришлось обратиться к античным временам и тогдашним празднествам. А какой из древних праздников вам первым делом придёт в голову? Конечно же, вакханалия.

100. Ретроспектива: Вакханалии

Эти оргиастические и мистические празднества нашли отражение в творчестве множества художников, начиная с Высокого Возрождения и вплоть до наших дней. В самом понятии вакханалий переплелись и мифология, и реальная история, и отделить одно от другого зачастую весьма непросто.

Итак, вакханалии, или дионисии — это празднества, проводившиеся в честь бога растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза, а также театра, которого звали Дионис, а другое его имя было Вакх, в римском варианте — Бахус. Дионис изобрёл вино, кроме того, говорят, он еще изобрёл и пиво. Не знаю насчёт более крепких напитков — но, судя по тому, что вы увидите дальше, и низкоградусного алкоголя всем вполне хватало.

О первых мероприятиях в честь Диониса мы можем узнать из древнегреческих источников — творений Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида, Иофонта, Ксенокла Старшего, Клеофонта и других. Поначалу это были чисто женские празднества, и число их участниц было невелико — своего рода закрытый клуб. Почитательницы Диониса назывались менадами («безумствующие»), они же фиады («неистовые»). Празднества совершались несколько раз в году, но главное своё паломничество менады совершали зимой на гору Парнас — а на высоте более двух километров и летом-то не слишком тепло, так что греческие мужчины вынуждены были систематически предпринимать спасательные экспедиции, чтобы вызволить из снегов своих одуревших от вина и экстатических плясок обмороженных (и отмороженных тож) жён, дочерей и сестёр.

А по поводу отмороженности менад ходили легенды. Говорили, что они, будучи одурманенными спиртными напитками и безумными плясками, выхватывали голыми руками угли из костра, играли с живыми змеями, совершали ритуалы жертвоприношения животных — натурально, разрывали руками живых быков и ели сырое мясо! — а также устраивали сексуальные оргии. Чаще всего — с сатирами и фавнами (панами), в изобилии водившимися в тех же пенатах.


На сатирах и фавнах остановимся подробнее. Между ними было существенное различие: фавны, или паны были детьми или, в той или иной степени, потомками бога Пана, который, хоть и был козлоног, но натуру имел всё ж божественную. Соответственно и его отпрыски были созданиями довольно милыми, не склонными к беспределу и тяготевшими всё больше к музыкальным экзерсисам. А вот сатиры — те имели происхождение демоническое и вели себя соответственно. В стародавние времена они обитали в лесах неподалёку от людских поселений, и в этих деревнях не было ни одной девушки, женщины, и даже девочки или бабушки, не испытавшей на себе... так скажем, повышенную любвеобильность сатиров. Местные мужики, конечно, такого терпеть никак не могли и систематически выходили с кольями и вилами, чтобы наказать и поставить на место зарвавшихся охальников. Многолетнее, а может, и многовековое противостояние людей и сатиров привело к тому, что последние всё же сдались и отступили в необитаемые леса и горы, где они могли удовлетворять свои необузданные желания с нимфами, которые тоже были весьма не малочисленны. Хотя отношения между нимфами и сатирами складывались порой неровно — об этом, кстати, у меня подробно и с иллюстрациями рассказано здесь, в конце поста — баланс вполне соблюдался, и все были более-менее довольны. Но сатирам, конечно, приходилось себя ограничивать — они же были абсолютно не воздержанными в своей, так скажем, чувственности. И периодическое появление в их местах обитания экстатических девиц — я имею в виду менад — безусловно, будоражило их плоть и подвигало к новым свершениям. Таким образом сюжет «сатир и вакханка» стал одним из популярнейших в живописном отображении вакханалий.

Сами менады тоже с нынешней точки зрения симпатий не вызывают. Персонально про них мало что известно, но кое-какая информация есть, и она неутешительна. Известно, что менады растерзали Орфея. Трагическая история музыканта и певца Орфея и его возлюбленной нимфы-дриады Эвридики у меня рассказана и показана здесь, в начале поста. После потери Эвридики Орфей, как говорят, удалился в горы, где предавался меланхолии, играя на музыкальных инструментах и сочиняя грустные песни. И надо же было такому случиться — именно в тех местах затеяли свою мистерию менады. Увидев красавца-мужчину, который к тому же ещё и был, типа, бардом, менады возжелали его, а Орфей, храня верность утраченной возлюбленной, отказал им, за что и был растерзан. Мол, ах ты, мизогинная и сексистская свинья, ты что же — нас не уважаешь?! — и вот так вот прямо и разорвали... Или, скажем, одна из персонально известных менад — Дирка, жена фиванского царя Лика. Она очень плохо обошлась с Антиопой — на подробностях останавливаться не буду, вся эта история у меня рассказана и богато иллюстрирована здесь, в самом начале. Скажу только, что Дирка очень плохо кончила, да и поделом ей.

Проходили годы, десятилетия, века, уходили в иные миры невменяемые менады, и празднования в честь бога Диониса постепенно утрачивали элитарность, становясь всё более демократичными. Участниц этих мероприятий стали всё больше называть не менадами (напомню, это слово означает «безумствующие»), а вакханками. В вакханалиях стали принимать участие не только избранные женщины, а, по сути, все желающие (хотя, конечно дело это было, как говорится, на любителя), более того, к празднествам во славу Вакха стали допускать мужчин — их называли вакхантами, на картинах, которые вам предстоит посмотреть, они тоже присутствуют. Из Греции традиции вакханалий переместились в Италию и Этрурию, а оттуда — в Рим. Власти пытались бороться с вакханалиями, но люди запреты обходили, все равно собирались для безудержного веселья и наслаждения пороком.

Наверно, я уже утомила читателей своими словесными излияниями. Но столь обширная преамбула к юбилейной публикации необходима для того, чтобы содержание картин. которые будут представлены ниже, стало понятным и не вызвало недоумения.

Ну что ж, приступим к просмотру ста картин о вакханалиях и лицах, в них участвовавших. Обычно я представляю художников по годам их рождения, в порядке возрастания. Здесь этот принцип хотя примерно и будет соблюдаться, но не строго. Но — в любом случае, начнём с самых старых.

Тициан (Tiziano Vecellio, 1488-90 — 1576, Италия)
Вакханалия


Доссо Досси (Dosso Dossi, он же Giovanni di Niccolo de Luteri, ок. 1490 — 1542, Италия)
Вакханалия

Тут и вакханты, и сатиры, и фавны с дудочкой — такое ощущение, что мужиков-то едва ли не большинство...

Ян Брейгель Старший (Jan Bruegel, 1568 — 1625, Фландрия) и
Хендрик ван Бален Старший (Hendrik van Balen I, 1575 — 1632, Фландрия)
Вакханалия

По-моему, это просто великолепно.

Алессандро Варотари, он же Падованино (Alessandro Varotari, 1588 – 1648, Италия)
Вакханалия

Тут даже и сатиров с фавнами нет, но на четырёх вакханок — с десяток соискателей мужского пола...

Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577 – 1640, Фландрия – Нидерланды)
Вакханалия

Здесь не иначе как сам Вакх. И окружение его явно не простое.
Но — отдадим должное художнику, он уже тогда знал толк в политкорректности.


Никола Пуссен (Nicolas Poussin, 1594 — 1665, Франция)
Вакханалия возле статуи Пана


Вакхическая сцена


Сатир и вакханка

Нет-нет, не подумайте чего плохого, здесь нет вовлечения детей в развратные действия.
Художник изобразил вовсе не детишек, а купидонов, или «путти», которые сопутствовали
адюльтеру, представляя божественное начало — как амуры, только без крылышек.


Хендрик тер Брюгген (Hendrick ter Brugghen, 1588 — 1629, Нидерланды)
Вакханка с обезьяной

Зачем ей обезьянка... И что они там с ней делали... Не хочется думать о плохом.

Аннибале Карраччи (Annibale Carracci, 1560 — 1609, Италия)
Вакханка


Корнелис ван Пуленбург (Cornelis van Poelenburch, 1594 — 1667, Нидерланды)
Вакханалия

Козёл — вроде бы как был жертвенным животным, вместо быков, которых одержимые менады разрывали руками.
Впрочем, злые языки говорят, что козёл использовался вакханками и для иных целей — врут, наверно...


Жак Бланшар (Jacques Blanchard, 1600 – 1638, Франция)
Вакханалия

Бубны и тамбурины были излюбленным атрибутом менад и вакханок.

Микаэлина Вотье (Michaelina Wautier, 1617 – 1689, Нидерланды)
Вакханалия (Триумф Вакха)

Не, ну ничего себе — триумф! Укушаться так, что в тачке везут...

Иоганн Бокхорст (Johann Bockhorst или Jan Boeckhorst, 1604 — 1668, Германия, Нидерланды)
Вакханалия


Филиппо Лаури (Filippo Lauri, 1623 — 1694, Италия)
Вакханалия


Якоб ван Лоо (Jacob van Loo, 1614 – 1670, Нидерланды)
Вакхическая сцена


Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci, 1659 – 1734, Италия)
Вакханалия


Корнелис Бисшоп (Cornelis Bisschop, 1630 – 1674, Нидерланды)
Детская вакханалия

А это уже и впрямь детишки, а никакие ни купидоны и путти.
Налицо явный недосмотр родителей и тогдашних органов опеки.


Мишель-Анж Уасс (Michel-Ange Houasse, ок.1680 — 1730, Франция)
Вакханалия

Вполне сойдёт и за слегка фривольный пикничок...

Виллем ван Мирис (Willem van Mieris, 1662 – 1747, Нидерланды)
Сцена Вакханалии


Герард де Лересс (Gerard de Lairesse, 1640 — 1711, Нидерланды)
Спящая вакханка


Херман ван дер Мийн (Herman van der Mijn, 1684 – 1741, Нидерланды)
Вакханка


Адольф Ульрик Вертмюллер (Adolf Ulrik Wertmuller, 1751 – 1811, Швеция)
Вакхант

Вот, и такое бывало — вакхант со свирелью, и без вакханок.
Ну, я думаю, он своё наверстает — парень-то видный...


Жак-Антуан Валлен (Jacques Antoine Vallin, ок.1760 — после 1831, Франция)
Вакханка


Спящая вакханка в лесу

Утомилась, бедняжка...

Николай Аполлонович Майков (1794 — 1873, Россия)
Вакханка

А вот и наши подтянулись...

Франсуа Буше (Francois Boucher, 1703 — 1770, Франция)
Вакханка, играющая на свирели

Купидончики, видать, от избытка чувств, аж передрались.

Шарль-Жозеф Натуар (Charles-Joseph Natoire, 1700 — 1777, Франция)
Вакханалия


Андриес Корнелис Ленс (Andries Cornelis Lens, 1713 — 1770, Фландрия – Нидерланды)
Танец менад

А что за паренёк в середине? Такое ощущение, что он корнями, подобно дереву,
в землю уходит. Никогда о таких не слыхала. Видать, Корнелис Ленс что-то знал.


Бенинь Ганьеро (Benigne Gagneraux, 1756 – 1795, Франция)
Вакханка и сатир

Ой, как здорово — и козлик у них, и амурчик.

Жан-Симон Бартелеми (Jean-Simon Berthelemy, 1743 – 1811, Франция)
Вакханка с цимбалами


Петр Васильевич Басин (1793 – 1877, Россия)
Вакханалия

А тут на одну даму претендуют и вакхант, и сатир.
Ну да, полагаю, что никто в накладе не останется.


Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен (Elisabeth-Louise Vigee-Le Brun, 1745 — 1842, Франция)
Вакханка


Уильям Этти (William Etty, 1787 — 1849, Британия)
Вакханка, играющая на тамбурине


Жан-Батист Камиль Коро (Jean-Baptiste Camille Corot, 1796 — 1895, Франция)
Вакханка в пейзаже


Вакханка у моря


Вакханка с пантерой

Французское слово «panthère» означает не только пантеру, которая в нашем представлении должна быть чёрной, но и барса.

Карл Павлович Брюллов (1799 — 1852, Россия)
Сатир и вакханка


Фердинан Виктор Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugene Delacroix, 1798 — 1863, Франция)
Спящая вакханка


Адольф Александр Лесрель (Adolphe Alexandre Lesrel, 1839 — 1929, Франция)
Опьянённая вакханка


Гюстав Курбе (Gustave Courbet 1819 — 1877)
Вакханка


Джоржд Оуэн Уайн Эпперли (George Owen Wynne Apperley, 1884 – 1960, Британия)
Вакханка


Дьердь Алайош (Alajos Gyorgyi, 1821 – 1863, Венгрия)
Вакханка


Карой Лотц (Lotz Karoly, 1833 — 1904, Венгрия)
Спящая вакханка


Поль Мерварт (Paul Merwart, 1855 — 1902, Франция)
Вакханка под виноградной лозой

Как видим, вакханки в большинстве своём выглядели вполне безобидно, ничуть не напоминая одержимых и злобных менад...

Эмиль-Анри Лапорт (Emile-Henri LaPorte, 1841 — 1919, Франция)
Вакханка


Юлиус Кронберг (Julius Kronberg, 1850 – 1921, Швеция)
Вакханка

Какой козлик симпатичный...

Вильям Адольф Бугро (William Adolphe Bouguereau, 1825 — 1905)
Вакханка

А намерения этого козлика по-моему вполне очевидны. Впрочем, вакханка, похоже, не возражает...

Вакханка, или Озорство


Вакханка и фавн

Видите, фавн выглядит куда приятней сатиров.

Жоао Палльере (Joao Leon Palliere Grandjean Ferreira, 1823 — 1887, Бразилия)
Фавн и вакханка

Странно, что фавн не козлоногий. Впрочем, наверно, всякое бывало...

Изобел Лилиан Глоуг (Isobel Lilian Gloag, 1865 – 1917, Британия)
Вакханка и фавны

А эти фавны — совсем уж какие-то малолетки.

Михаил Иванович Скотти (1814 – 1861, Россия)
Сатир и вакханка


Анри Жерве (Henri Gervex, 1852 — 1929, Франция)
Сатир и менада


Сатир и вакханка


Конрад Гроб (Konrad Grob, 1828 – 1904, Швейцария)
Вакханалия


Виктор Мейреллис ди Лима (Victor Meirelles de Lima, 1832 — 1903, Бразилия)
Вакханка


Гюстав Ванез (Gustave Vanaise, 1854 — 1902, Бельгия)
Вакханка


Георге Деметреску-Миря (George Demetrescu-Mirea, 1852 — 1934, Румыния)
Вакханты


Ловис Коринт (Lovis Corinth, 1858 – 1925, Германия)
Пара с Вакханалии


Вакханка


Вакханки по пути домой


Вакханалия


Джон Кольер (John Collier, 1850 – 1934, Британия)
Менады

Вот это — настоящие менады! Горе тому, кто окажется у них на пути!

Джон Кох (1909 — 1978, США)
Вакханалия


Кендрик Тонн (Kendric Tonn, 1982, США)
Вакханалия


Эдуард Ансен-Хофман (Eduard Ansen-Hofmann, 1862 — 1955, Австрия)
Вакханалия


Вакханалия


Ритуал Вакханалии


Фердинанд Вагнер-старший (Ferdinand Wagner sr., 1819 – 1881, Германия)
Вакханки


Марк Габриэль Шарль Глейр (Marc Gabriel Charles Gleyre, 1806 — 1874, Швейцария)
Вакханка


Александр Котсис (Aleksander Kotsis, 1836 — 1877, Польша)
Вакханка


Виктор Карлович Штембер, или Штемберг (1863 — 1921, Россия)
Вакханка


Габриэль Корнелиус Риттер фон Макс (Gabriel Cornelius Ritter von Max, 1840 – 1915, Австрия)
Вакханка


Генриэтта Рэй (Henrietta Rae, 1859 – 1928, Британия)
Вакханка


Людомир Слендзиньски (Ludomir Slendzinski, 1889 – 1980, Польша)
Вакханки


Хенрик Пиатковски (Henryk Piatkowski, 1856 — 1932, Польша)
Вакханка


Хоакин Соролла (Joaquin Sorolla, 1863 – 1923, Испания)
Вакханка


Юрий Панцырев (1950, Россия)
Вакханка


Каспар Риттер (Caspar Ritter, 1861 – 1923, Швейцария)
Вакханка


Джордж Фредерик Уоттс (George Frederic Watts, 1817 – 1904, Британия)
Вакханки


Никанор Леонтьевич Тютрюмов (1821 — 1877, Россия)
Отдых вакханки


Дьюла Бенцур (Gyula Benczur, 1844 – 1920, Венгрия)
Вакханка


Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 — 1939, Россия)
Вакханка


Фердинанд Лееке (Ferdinand Leeke, 1859 — 1923, Германия)
Вакханка


Хоакин Аграсот-и-Хуан (Joaquin Agrasot y Juan, 1836 — 1919, Испания)
Молодая вакханка


Александр Белов (1958, Россия)
Вакханка


Константин Егорович Маковский (1839 — 1915, Россия)
Вакханка


Весенняя вакханалия


Артур Уордл (Arthur Wardle, 1860 – 1949, Британия)
Вакханка

Ой, сколько леопардиков!

Лео Путц (Leo Putz, 1869 — 1940, Германия)
Вакханалия

Видите, и так бывало!

Поль Сезанн (Paul Cezanne; 1839 — 1906, Франция)
Вакханалия


Руперт Банни (Rupert Charles Wulsten Bunny, 1864 — 1947, Австралия)
Менады


Гуго Бёттингер (Hugo Boettinger, 1880 – 1934, Чехия)
Три вакханки


Лоуренс Альма-Тадема (Lawrence Alma-Tadema, 1836 — 1912, Британия)
Обессиленные менады после танца


Огюст Левек (Auguste Leveque, 1866 – 1921, Бельгия)
Вакханалия (две картины)




В заключение — три картины с яркими и живописными эпизодами вакханалий.

Марк Габриэль Шарль Глейр (Marc Gabriel Charles Gleyre, 1806 — 1874, Швейцария)
Танец вакханок


Уильям Эдвард Фрост (William Edward Frost, 1810 – 1877, Британия)
Сцена Вакханалии


Фриц Цубер-Бюлер (Fritz Zuber-Buhler, 1822 – 1896, Швейцария)
Королева вакханок

На этом сегодняшняя юбилейная публикация завершается. Надеюсь, что я смогла передать уважаемым читателям праздничное, вакхическое настроение!


К оглавлению
Tags: вакханалии, вакханки, живопись, менады, ню, обнаженная натура, ретроспектива
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments