catrina_burana (catrina_burana) wrote,
catrina_burana
catrina_burana

Categories:

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 152.

Самое время подвести промежуточные итоги проекта. Полторы сотни постов, даже чуть больше; охвачено более ста стран. Количество опубликованных картин и представленных художников подсчитать, конечно, можно, но трудно, да и не нужно это. Прикинем: из расчёта в среднем 80-90 картин в одной публикации — это 12-14 тысяч. С художниками сложнее — были целые посты, посвященные одному художнику, а были художники, и таких немало, представленные одной картиной. Я полагаю, внимание было уделено художникам в количестве от пяти сотен до одной тысячи, где-то между этими цифрами. Без ложной скромности можно констатировать, что проект мой грандиозен и в своём сегменте не имеет аналогов в сети. А в сочетании с сообществом ero_n_art, в котором сначала вдогонку, а теперь параллельно размещаются все мои публикации — и подавно.

Изначальный посыл проекта был показать отечественным читателям образцы творчества по заявленной тематике художников стран, так сказать, второго эшелона, не слишком знаменитых, по крайней мере у нас. Посмотрите первые пункты оглавления — там Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Норвегия, бывшая Югославия. На первом этапе проекта я часто делала оговорку, мол, «нельзя объять необъятное» — но так бывает: берёшься за какое-то дело, считая его не слишком большим и сложным, а со временем объект разрастается по всем измерениям и усложняется. Кто затевал «небольшой» ремонт в квартире или строительство «простого и недорогого» дома — те меня поймут.

Дальше — больше. В проект были включены материалы по Испании, Италии, Франции. Отечественные художники — от Российской Империи и русского зарубежья до наших современников. Появилась рубрика «Ретроспектива», где демонстрировались работы художников на отдельные темы, библейские или мифологические, причём не только XIX — XXI века, как в целом в проекте, но и пятисотлетней давности, а то и подревнее. Короче, поначалу заявленный мной постулат о невозможности объятия необъятного постепенно мною же опровергался.

И вот — охвачены все доступные страны, или, как я уже неоднократно декларировала в последних постах — закрашен глобус (или карта мира). Можно было бы выдать ещё несколько завершающих постов — какие-нибудь ретроспективы, глобальное иллюстрированное оглавление — да и закончить на этом проект. Тем более, сейчас завершается и год, и второе десятилетие XXI века — ну, вот как-то всё это обыграть — и гуд бай, с новым годом.

Но возникает ощущение незавершенности, чувство не доделанного дела. Причём, прикидывая объёмы этой вот недоделанности, вспоминаешь невольно поговорку о коне, пренебрегшем возможностью вдоволь поваляться, а также ироничный оборот «начать и кончить».

В своё время было представлено творчество художников Испании — но там не было ни Пабло Пикассо, ни Сальвадора Дали! В погоне за количеством стран и упором на некоторый приоритет «второстепенных» и забытых художников — упущены целые пласты, без которых исследуемая нами тема будет представлена, мягко говоря, неполно. Россия — советский период, соцреализм, творчество современных художников — ну да, я старалась, и есть много интересных постов на эту тему — но — не скажу, конечно, что это капля в море, но охват далеко не полный. Соединённые Штаты — им тоже было уделено много внимания, но реальный объём материала, достойного публикации, там просто огромен.

И, конечно, страной, наиболее пострадавшей от вот такого подхода «галопом по Европам», я считаю Францию. Ну как можно было дать два поста с подзаголовком «на пленэре» и два — «в интерьере» и на этом успокоиться? При том, что такие художники, как Энгр, Коро, Делакруа, Курбе, Писсарро, Мане, Сезанн, Тулуз-Лотрек, Валандон, Боннар, Матисс, Синьяк оказались не представленными вообще, а творчество Ренуара, Дега, Бугро, Лебаска, Гогена, Жерома, Бальтюса — было представлено, скажем так, «по касательной», ознакомительно. Там просто огромные «залежи» интереснейшего материала именно по нашей теме!

Исходя из сказанного, каковой же будет новая концепция проекта, — спросите вы? На ближайшее время (скажем так, 2021-22)? А будет вот что. Расширять географию мы уже не будем — да её, собственно, некуда особо и расширять. Нет, ну может быть, есть художники из Мьянмы, Бутана, Папуа-Новой Гвинеи, Сент-Винсента и Гренадин, Эритреи и Мадагаскара, которые сделали что-то достойное внимания по нашей теме — так вот, мы их пока проигнорируем. Возвращаясь к глобусу или карте мира — мы их дальше уже закрашивать не будем, а будем наносить новые слои лишь в нескольких местах. Прежде всего, это будет именно Франция, с неё и начнём, также — Россия и США; в несколько меньших масштабах — Испания, Италия, Соединенное Королевство, ещё, может быть (но потом) — некоторые европейские страны: к примеру, Германия, Австрия, Швейцария, и потом-потом, возможно, Китай, Канада, ну и вдруг найду что-то ещё интересное... Пока есть материал на год и больше, и я буду его размещать, а мои читатели — его со здоровой жадностью и неподдельным интересом поглощать. Как-то так.

Да, и традиционные подразделы «Ретроспектива» и «Странные миры» никто не отменял. Будет развитие и по этим векторам.

Дальнейшие публикации будут организованы следующим образом.

Приступаем к глобальному, практически — энциклопедическому ознакомлению с творчеством художников Франции последних двух веков в тематике обнажённой натуры. Чтобы читатель не утомился от одной Франции, я через каждые... ну, скажем... четыре «французских» поста буду перемежать их, например, российской тематикой или, может быть, рубрикой «ретроспектива». Франции будет много, предупреждаю сразу — более 30 публикаций. Потом будут Италия, Испания, Англия, Америка — но это потом. А пока...

152. Франция-V

Почему римская пятёрка? А потому что не ленивый и любопытный читатель запросто найдёт в оглавлении 4 публикации по Франции, с номерами 35, 36, 38 и 39. Стало быть, новый отсчёт ведём с пяти.

Вся огромная когорта французских художников будет преподноситься заинтересованным читателям в уже ставшим традиционным и вполне оправданном порядке: по старшинству, то есть, по возрастанию годов их рождения. Временные границы творчества французов, которых я хочу вам представить, начинаются со стыка XVIII и XIX веков. В сегодняшней, первой в новой парадигме публикации по Франции вы увидите работы художников, родившихся ещё в веке XVIII, в 1700-е годы, но пик их творчества пришёлся всё же на XIX век.

Начинаем. В связи с тем, что вступительная часть сегодня необычно большая, до ката будет только одна картина. Но — тем не менее — начинаем!
Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрён (Elisabeth-Louise Vigee-Le Brun, 1755 — 1842)
Вакханка


Юнона, одалживающая пояс у Венеры


Непререкаемая Добродетель


Паоло Малатеста и Франческа да Римини

Там ситуация была такая: Франческа да Римини реально жила в 1300-е годы. Девушка принадлежала к одному из самых знатных семейств Италии. Папаша посватал её к немолодому и суровому Джакомо Малатеста, которого она напрочь не любила, но зато воспылала чувствами к его младшему брату Паоло. Кончилось там всё плохо: обманутый муж их разоблачил и обоих зарезал. Но зато их трагическая судьба запечатлена в произведениях литературы, живописи, музыки и кино, и в результате Франческа да Римини стала одним из вечных образов в европейской культуре.

Портрет молодой дамы в образе Флоры



Анн-Луи Жироде-Триозон (Anne-Louis Girodet de Roucy-Trioson, 1767—1824)

Несмотря на имя, начинающееся с «Анн», и в отличие от первого персонажа нашего французского экскурса, этот художник был всё же мужчиной. Дополнительно про него можно сказать, что он был еще и писателем, и поэтом, и переводчиком с античных языков.

Аврора


Психея

На истории Психеи придётся остановиться подробно, тем более, что в этом посте она будет фигурировать ещё трижды, а дальше — ещё больше. Психея была младшей дочерью некоего царя, и была она столь хороша собой, что весь народ восторгался её красотой, сравнивая её с самой Афродитой, причём не в пользу последней. Прослышав про такое, Афродита разгневалась и решила проучить выскочку. У Афродиты был сын Эрот, он же Амур — по части любовных дел он был первым мастером и все «амурные» дела находились в его ведении. Разозлённая Афродита призвала сына, показала ему Психею и сказала — ну-ка, мол, сынок, сделай так, чтоб девка эта воспылала любовью к самому отвратительному в этом мире существу. Амур сказал «ага», а сам, приглядевшись к девушке, решил, что не будет он исполнять мамашин приказ, а сделает по-своему. Внешне — для Афродиты — он, вроде бы, выполнил её условия, натравив на Психею якобы какое-то чудище и заставив влюбиться бедную девчонку в него — а на самом деле в образе чудища выступал сам Амур-Эрос.

Вроде бы у них там всё даже и срослось, но условием Амура было, чтоб Психея ни в коем случае не смотрела ему в лицо — мол, я страшное чудище, и ты разочаруешься, и любви нашей придёт конец. Но Психея не выдержала — как-то Амур, видимо, перебрав амброзии, смачно храпел, и она зажгла свечу, чтобы осветить его лицо — и вдруг вместо анонсированного чудища увидела самого прекрасного юношу на свете — ещё бы, сын самой Афродиты — и бедная Психея так была потрясена, что рука её дрогнула, и воск со свечи капнул на лицо Эроса и обжёг его. Амур, он же Эрос, вскочил с криком «Что за $& твою мать!!!» — и улетел в неведомые дали. На самом деле он полетел к мамке, Афродите-Венере, которая его выхаживала и лечила ему ожог. Бедняжка Психея, сообразив, кто её прессует, всё же пересилила себя и обратилась к Афродите за помощью — мол, возврати мне твоего возлюбленного мною сына — а коварная богиня начала, буквально, над девушкой глумиться — то разбери кучу зерна по сортам, то постриги бешеных овец, а то и вовсе — иди в подземное царство к самому Аиду и попроси у Прозерпины, она же, если что, Персефона — ящик с волшебными притираниями и принеси его мне, тогда ещё, может, я с тобой и буду говорить.

Несчастная Психея вынуждена была с риском для жизни выполнять все немыслимые приказания сумасбродной потенциальной свекрови, но в какой-то момент Амур, он же Эрот, или Эрос оклемался от ожога, разобрался в происходящем, понял, что с его мамашей бесполезно договариваться и рискнул обратиться в самую высшую инстанцию — к Зевсу. Тот, будучи, мягко говоря, не чуждым к разного рода адюльтерным похождениям и приключениям, благосклонно отнёсся к сыну его то ли сестры, то ли даже дочери — в любом случае, близкой родственницы и его любовным переживаниям. Зевс отдельным указом приобщил Психею к сонму богов и дал согласие на брак Амура и Психеи. Так что там всё закончилось максимально хорошо. Уже в новом своём статусе Психея стала представляться в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки, что и изображено на картине Жирорде-Триозона.

Мадемуазель Ланже в образе Венеры


Пигмалион и Галатея

Ну, эта-то история хорошо известна — как скульптор влюбился в изваяние и оживил его своей любовью...


Пьер Нарсис Герен (Pierre-Narcisse Guerin, 1774 — 1833)
Портрет молодой девушки (дочери художника)


Сафо на Левкадской скале

Иллюстрация легенды о любви поэтессы Сафо к юному Фаону.
Запечатлен момент, когда убитая горем Сафо, покинутая Фаоном, сидит на Левкадской скале и задумывается о самоубийстве.

Аврора и Кефал

Иллюстрация к книге 7 «Метаморфоз» Овидия, где рассказывается история Кефала,
в которого влюбилась богиня утренней зари Аврора (Эос), да и похитила его...

Морфей и Ирида

Художник здесь не иллюстрировал какое-либо конкретное мифологическое сказание.
На картине богиня радуги Ирида на облаке спускается к богу сна Морфею.


Луи Эрсан (Louis Hersent, 1777 — 1860)
Пандора в лесном пейзаже

Пандора — первая женщина, она была создана по велению Зевса в наказание людям за похищение для них Прометеем огня. До этого женский пол был только у богинь. Зевс дал Пандоре ящик, строго запретив его открывать. Любопытная Пандора, конечно же, его открыла, и оттуда разлетелись беды и несчастья, а в ящике осталась только надежда...

Психея

Ну вот, опять Психея. Сейчас воском капнет на беднягу Амура...

Соловей


Две купальщицы


Дафнис и Хлоя

Дафнис и Хлоя — герои пасторального романа Лонга, древнегреческого писателя и поэта предположительно II века нашей эры. В эпоху Возрождения роман был переведен на французский язык. Сюжет стал очень популярным: по его мотивам созданы опера, балет, несколько экранизаций.

Дафнис вынимает занозу из ноги Хлои

Между прочим, Дафнису, по оригинальному тексту, было 15 лет, а Хлое — 13...


Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres, 1780 — 1867)
Большая купальщица


Малая купальщица


Маленькая купальщица


Купальщица


Большая одалиска


Дремлющая одалиска


Одалиска и рабыня


Турецкие бани


Венера Анадиомена

Анадиомена — эпитет богини Афродиты (Венеры), рождающейся из морской пены и выходящей на сушу.

Венера в Пафосе


Отдыхающая Венера


Зевс и Фетида

Про Зевса и Фетиду —
здесь.

Юпитер и Антиопa

Про Юпитера (Зевса) и Антиопу — здесь.

Эдип и сфинкс

Эдип освободил Фивы от Сфинкса, разгадав его загадку, за что жители Фив избрали его царём.

Персей и Андромеда

Про Персея и Андромеду — здесь.

Пленённая Анжелика

Анжелика и Руджеро — персонажи «Неистового Роланда», романтической эпической поэмы итальянского поэта Ариосто (1474 — 1533), повествующей о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Их история почти в точности повторяет древнегреческий миф о Персее и Андромеде.

Руджеро, освобождающий Анжелику


Женщина с тремя руками (этюд)


Источник



Жорж Руже (Georges Rouget, 1781 — 1869)
Амур и Психея перед Венерой

Знакомые всё лица...

Александр Шарль Гийемо (Alexandre Charles Guillemot, 1786 – 1831)
Дух колодца


Любовь Акида и Галатеи

Про Галатею и Акида здесь.

Марс и Венера, застигнутые Вулканом

Однажды Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом.
Но влюбленные были пойманы в сеть ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам.


Франсуа-Эдуар Пико (Francois Edouard Picot, 1786 — 1868)
Амур и Психея

Опять они!

Леда и лебедь

Про Леду и Зевса, притворившегося лебедем — здесь.

Леда и лебедь


Дама в будуаре


Одалиска



Раймон Монвуазен (Raymond Auguste Quinsac Monvoisin, 1790 – 1870)
Одалиска


Каллироя

Имя Каллироя имели многие персонажи древнегреческой мифологии.
Какую из Каллирой изобразил здесь художник — понять трудно.


Телемах и Евхариса

Телемах — вообще-то сын Одиссея. Но история любви Телемаха и Евхарисы взята не из греческой мифологии,
а из романа французского писателя Фенелона «Приключения Телемаха», написанного в 1699 году.


Теодор Жерико (Jean-Louis-Andre-Theodore Gericault, 1791 — 1824)
Трое любовников


Александр-Жан Дюбуа-Драоне (Alexandre-Jean Dubois-Drahonet, 1791 – 1834)
Обнаженная женщина



Жан-Батист Камиль Коро (Jean-Baptiste Camille Corot, 1796 — 1875)
Нимфа, играющая с Амуром


Венера подрезает крылья Купидону


Купающаяся Венера


Купающаяся Диана


Юная купальщица, лежащая на траве у пруда


Молодая женщина, лежащая на траве


Молодая женщина среди зелени


Источник


Отдых


Вакханка в пейзаже


Вакханка и леопард


Вакханка у моря


Пробуждение любви


Молитва Магдалины


Портрет женщины


Сидящая полуобнажённая женщина


Сидящий молодой мужчина


Мариэтта


Читающая Мадлен


Туалет



Поль Деларош (Paul Delaroche, или Hippolyte Delaroche, 1797 — 1856)
Молодая девушка у фонтана в Помпеях


Жозеф Дезире Кур (Joseph Desire Court, 1797 — 1865)
Нимфа и бог реки Скамандр



Фердинан Виктор Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugene Delacroix, 1798 — 1863)
Лежащая одалиска, или женщина с попугаем


Одалиска


Одалиска


Одалиска, лежащая на диване


Обнаженная на диване


Обнаженная девушка и камердинер


Лежащая обнаженная


Лежащая обнаженная


Одалиска у окна


Мадемуазель Роза


Мадемуазель Роза


Мадемуазель Роза со спины


Андромеда

Про Персея и Андромеду — здесь.

Персей и Андромеда


Ромео и Джульетта в склепе Капулетти


Сусанна в купальне

Про Сусанну и старцев — здесь.

Диана и Актеон

Про Диану (Артемиду) и Актеона — здесь.

Спящая вакханка


Аспасия

Аспасия — возлюбленная Перикла, знаменитого греческого оратора и полководца.

Марпесса

Марпесса — внучка Ареса (Марса), дочь царя Евена. Отвергла ухаживания Аполлона, предпочтя ему смертного юношу.

Натчез

Натчез — племя североамериканских индейцев.

Луи Орлеанский, демонстрирующий свою любовницу

«Людовик, герцог Орлеанский ... был великим повесою и любил совращать знатных придворных дам. Переспавши с одною из них, наутро принял он у себя в спальне ее мужа, явившегося засвидетельствовать герцогу свое почтение; накрыв голову дамы простынею, он обнажил все ее тело и, позволив мужу разглядывать и даже трогать его (отнюдь не видя лица), настойчиво спрашивал, нравится ли тому сия прекрасная незнакомка; муж был поражен красотою ее тела; наконец герцог милостиво отпустил его, и бедолага удалился, так и не узнав, что любовался собственною женой»...
(Пьер де Брантом, хронист придворной жизни времён Екатерины Медичи)

Утренний туалет


Купальщицы



Жан Альфонс Роэн (Jean Alphonse Roehn, 1799 — 1864)
Туалет молодой дамы


Пробуждение

Картинами Жана Роэна, родившегося в 1799 году, мы завершаем пятую часть французского обзора, она же первая в новой концепции проекта. В следующей публикации будут уже художники, родившиеся в 1800 году и позже. Увидимся!


К оглавлению
Tags: Франция, живопись, искусство, мифы, ню, обнаженная натура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments