catrina_burana (catrina_burana) wrote,
catrina_burana
catrina_burana

Category:

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 161.

В своё время я пообещала после каждых четырёх постов о французских художниках менять тему, дабы не утомлять уважаемых читателей одними французами, хотя они, безусловно, хороши. Меньше месяца назад у меня уже был такой пост-перебивка — публикация о советском соцреализме, помеченная римской цифрой I, что как бы намекало о наличии второй части по данной теме. И вот, после очередных четырёх «французских» постов предлагаю посмотреть вторую часть подборки.

161. Россия: советский соцреализм-II

В первой части я старалась хотя бы немного следовать хронологии, разместив там картины художников, чьё творчество большей частью пришлось на 1920-30-е годы, соответственно, оставив для второй части художников более современных. Но идеальной хронологической схемы здесь выстроить невозможно, поэтому сегодня я начну с представления художников, которые, наверно, скорее концептуально были бы уместны в первой части, но она и без того оказалась перегружена...
Александр Михайлович Герасимов (1881 — 1963)

Этот художник прежде всего прославился тем, что написал массу картин с лидерами советского государства, вошедших в советскую, можно сказать, «иконографию». Например, его кисти принадлежат такие полотна как «Ленин на трибуне», «Доклад тов. Сталина на XVI партсъезде», «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», «И.В. Сталин и А.М. Горький в Горках», «Гимн Октябрю», «И.В. Сталин у гроба А.А. Жданова», а также «Тегеранская конференция руководителей трёх великих держав». Безусловно, перечисленные картины весьма хороши, но они как-то вот совсем, увы, не пересекаются с нашей тематикой — согласитесь, невозможно представить товарищей Сталина и Ворошилова в Кремле в окружении одалисок, или руководителей трёх великих держав в Тегеране среди восточных танцовщиц топлесс — поэтому я разместить эти картины здесь никак не могу. Но у художника Герасимова, помимо ликов советских вождей, была ещё одна слабость... Очень уж он уважал русскую баню!

Деревенская баня, 1938


В бане, 1940


В общественной бане, 1945


В бане


Деревенская баня, 1949


В деревенской бане, 1950


Горячая парилка


Обнаженная, 1939


Этюд к картине «Половецкие пляски», 1950-е


Этюд к картине «Половецкие пляски», 1950-е


Прогулка на лодке



Гавриил Никитич Горелов (1880 — 1966)
Обнаженные на солнце, 1916

Ну, это ещё до появления соцреализма...

На отдыхе, 1961

... а тут соцреализм в кристально чистом виде.


Аркадий Александрович Пластов, 1893 — 1972
Купание коней, 1938


Трактористки, 1943


Обнаженная, 1940-е


Суббота, 1944


Весна, 1954


Июль, 1956


В бане, 1960



Иван Николаевич Шульга (1889 — 1956)
На Днепре, 1950


Сергей Михайлович Луппов (1893 — 1977)
Три грации, 1940-е


Семён Афанасьевич Чуйков (1902 — 1980)
Живая вода, 1966


Георгий Григорьевич Нисский (1903 — 1987)
Лежащая обнаженная, 1958


Николай Александрович Соколов (1903 — 1995)
Обнаженная модель на диване, 1946


Юрий Иванович Пименов (1903 — 1977)
Сотворение мира

Есть ещё подборка картин Юрия Пименова по нашей тематике. Рекомендую её посмотреть;
она размещена в публикации, озаглавленной «Россия: в городском интерьере», в самом начале.


Дмитрий Аркадьевич Налбандян (1906 — 1993)
Обнаженная

Художник Налбандян, подобно А.М. Герасимову, открывшему сегодняшнюю публикацию, прославился как мастер советского парадного портрета, за что в художественных кругах его называли «Первая кисть политбюро» Он писал портреты И.В. Сталина, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева. Хотя последний, по слухам, был куда меньшим аскетом, нежели, скажем, тов. Сталин, картин, соответствующих нашей тематике с участием Л.И. Брежнева я у Налбандяна, увы, не нашла. А жаль — это бы сильно подняло исторический рейтинг Леонида Ильича. Поэтому довольствуемся тем, что есть.

Обнаженная


Александр Павлович Бубнов (1908 — 1964)
Полдень


Григорий Меерович Гордон (1909 — 1995)
Сидящая обнаженная модель, 1962


Девушка с книгой, начало 1960-х


Шая Ноевич Меламуд (1911 — 1993)
Сидящая обнаженная


Фёдор Афанасьевич Самусев (1913 — 1985)
После бани


Иван Александрович Гринюк (1915 — 1995)
Отдыхающая девушка


Сидящая обнаженная


Ирина Ивановна Витман (1916 — 2012)
После смены, 1961


Владимир Георгиевич Гремитских (1916 — 1991)
Обнаженная, 1979


Купальщица, 1972


Сергей Павлович Подервянский (1916 — 2006)
В мастерской, 1978


Николай Николаевич Баскаков (1918 — 1993)
Холодное лето


Николай Васильевич Овчинников (1918 — 2004)
После смены. Строители Чебоксарской ГЭС, 1979 год.


Харис Абдрахманович Якупов (1919 — 2010)
Радостное утро. 1963



Андрей Андреевич Мыльников (1919 — 2012)
Сон, 1969

У Мыльникова всё же не слишком типичный соцреализм, а какой-то выморочный. Соцреализм на излёте...

Обнаженная женщина


Женская фигура, 1974


Перед зеркалом, 1974


Сон на берегу, 1974


Сон, 1974

Не, ну не должны комсомолки столько спать! Чебоксарскую ГЭС и этот, БАМ — кто будет строить, а?

Сон, 1979



Александр Павлович Сухов (1921 — неизвестно)
Медсестра второй мировой


Георгий Иванович Магмедов (1921 — 2001)
Лето, 1981



Нина Алексеевна Сергеева (1921 — 2018)
Утренний сонет, 1975


С добрым утром


Две нимфы


Девушка и розы


Пляж


Афродита


В саду


Девушки и море


Голубой Гурзуф


Восточный танец, 1987



Владимир Николаевич Гаврилов (1923 — 1970)
Алина, 1958


Тёплый вечер, 1958



Константин Матвеевич Ломакин (1924 — 1994)
Обнаженная в мастерской художника, 1979


Владимир Константинович Замков (1925 — 1998)
Купальщицы, 1957


Лев Александрович Русов (1926 – 1987)
Обнаженная на голубом, 1961


Натурщица, 1962



Владимир Фёдорович Стожаров (1926 — 1973)
Баня


Женщина, моющая голову, 1959


В бане — сидящая обнаженная, 1973



Дмитрий Дмитриевич Жилинский (1927 — 2015)
Студенты в скульптурной мастерской, 1964


Адам и Ева


Художник и модель


Художник и модель, 1971


Юные скульпторы


Купающиеся строители моста, 1959


Две модели, 1980-е


Обнаженная, 1979


Времена года, 1974

У этой картины есть своя история. Её в 1975 или 1976 году опубликовал журнал «Юность». Она, конечно, имеет мало отношения к соцреализму, который был призван эстетически выразить концепцию мира и нового человека, принятую за основу при построении коммунизма в СССР. Главные принципы метода соцреализма — это народность, идейность и конкретность. Никакого символизма! — а тут, понимаешь, «Времена года!» Назвал бы её автор «Прядильщицы Ивановской мануфактуры с ученицей перед купанием после трудового дня» — вопросов бы не возникло. Но вот — получилось так, что после публикации картины посыпались «письма трудящихся» в центральные газеты — мол, что себе позволяет молодёжный журнал? какие-такие «времена года»? Это так женщин-строительниц коммунизма изображают? чему молодёжь учат, к чему призывают? Короче, возник небольшой скандал, который, впрочем, закончился ничем — времена-то были «вегетарианские». Никого не сняли, никому кислород не перекрыли. Пошумели и забыли.


Николай Николаевич Модоров (1927 — 1989)
Обнаженная, 1960


Галина Алексеевна Румянцева, она же Андреева (1927 — 2004)
Модель в студии, 1960


Александр Степанович Седов (1928 — 2012)
Брод


Обнаженная, начало 1960-х


Алексей Павлович Солодовников (1928 — 2017)
Пляж, 1973


Евгений Григорьевич Гаврилкевич (1929 — 2004)
Купальщица


Анатолий Николаевич Калинников (1931 — 1983)
Игра в мяч


Александр Менделевич Егидис (1932 — 2003)
Обнаженная в интерьере, 1961


Юрий Владимирович Пугачёв (1933 — 1998)
Чтение, 1970-е


Николай Прокопьевич Карачарсков, 1935
В студии, 1960


Юрий Иванович Пенушкин, 1935
Зимнее утро, 1975


В бане, 1977



Юрий Михайлович Ракша, настоящая фамилия — Теребилов (1937 — 1980)
Сон, 1969


Август, 1969


Обнаженная на меху


Купальщицы, 1970-е


Тишина в поле



Василий Ильич Фролов, 1939
Три грации, 1980


Александр Иванович Симонов, 1940
Студия, 1975


Евгений Александрович Казанцев, 1948
Модель Клава в студии, 1970


Виктор Васильевич Бастрыкин, 1954
На берегу


Купальщицы


Дмитрий Михайлович Некрасов, 1960
На закате

В левом верхнем углу последней картины мы видим то ли трактор, то ли комбайн, то ли ещё какую-то машину, связанную с сельскохозяйственным производством, стало быть, завершающая сегодняшнюю публикацию картина вполне соответствует принципам соцреализма, и кроме того, она несёт в себе безусловный заряд позитива, бодрости и оптимизма, что делает её вполне подходящей для завершения и сегодняшнего поста, и темы советского соцреализма в целом.

На этом прощаемся. Дальше читателей ждут очередные четыре публикации о французах, и они будут весьма интересны и разнообразны, так что не уходите далеко, оставайтесь на связи.


К оглавлению

Локальное оглавление по российским художникам
Tags: Герасимов А.М., Пластов, Россия, СССР, искусство, ню, обнаженная натура, соцреализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments