catrina_burana (catrina_burana) wrote,
catrina_burana
catrina_burana

Categories:

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 171.

Настало время отвлечься от многочисленных французов и опубликовать очередной пост-перебивку — внимательные читатели наверняка уже заметили, что после каждых четырёх публикаций о французских художниках у меня появляется кое-что из отечественной тематики. Месяц назад это был пост, озаглавленный «Параллельно с соцреализмом», а до того — здесь и вот тут — две публикации о творчестве художников-соцреалистов в рамках рассматриваемой темы.

А теперь мы немножко отступим назад во времени от периода соцреализма, в 1910-е и частично 20-е годы, к истокам русского авангарда, и познакомимся с творчеством группы художников, которые сначала организовали выставку, а потом и объединение с названием, вынесенным в заголовок этой публикации.

171. Россия: «Бубновый валет»

Понятно, что претендовать на глобальное освещение творчества художников этой группы я не могу — мы ведь берём только небольшую часть работ бубнововалетцев (как их называли), отражающую только интересующую нас тематику. Обнаженная натура была далеко не главной темой в произведениях художников этой когорты. Они отдавали предпочтение, скорее, натюрмортам, хотя, содержание для них было вторичным. Они считали, что ценность произведения зависит не от содержания, а от формы, и главными элементами композиции являются цвет, линия и текстура. За основу своего творчества эти художники взяли постимпрессионизм Сезанна, фовизм, основоположником которого считается Анри Матисс, представленный в предыдущей публикации, кубизм...

Итак, в 1910 году, в Москве, на Воздвиженке, в доме Экономического общества офицеров была организована выставка «Бубновый валет», которую тогдашняя пресса охарактеризовала как «пощечина общественному вкусу», а в 1911 году ряд художников, организовавших скандальную выставку, объединился в одноимённую группу. Членами-учредителями стали Петр Кончаловский, Александр Куприн, Илья Машков и Василий Рождественский. Чуть позже к ним присоединились Роберт Фальк, Аристарх Лентулов и ещё ряд художников. Потом — Михаил Ларионов с супругой Натальей Гончаровой, Казимир Малевич... Но о них — чуть позже. А начнём с, так сказать, отцов-основателей.

Илья Иванович Машков, 1881 — 1944

Илья Машков начинал с «сезаннизма» и «Бубнового валета», а закончил натуральным соцреализмом, прославившись как автор картин «Пионерка с горном», «Привет XVII съезду ВКП (б)» и «Советские хлебы». Но марку, надо отдать должное — держал всегда.

Две натурщицы, 1908


Лежащая натурщица, 1910-е


Купальщицы, 1911


Лежащая натурщица


Натурщица, 1912-13


Русская Венера, 1914


Обнаженная, 1915


Натурщицы в мастерской, 1916


Две обнаженные, 1918


Обнаженная, 1918


Сидящая обнаженная, 1918


Обнаженная, 1920


Солнечные ванны в Крыму, 1920


Гурзуф. Женский пляж, 1925


На пляже в Гурзуфе, 1926


Автопортрет и портрет Петра Кончаловского

Последняя картина была едва ли не самым скандальным элементом первой выставки «Бубнового валета». Поэт Максимилиан Волошин в своей статье о выставке никак не мог обойти вниманием это полотно.

Надо отдать справедливость устроителям выставки: они сделали всё, чтобы привести в неистовство глаз посетителя. В первой комнате они повесили самые колючие и геометрически угловатые композиции Такке и Фалька. В средней зале — огромное, как бы программное, полотно Ильи Машкова, изображающее его самого и Петра Кончаловского голыми (в костюме борцов), с великолепными мускулами...

Казалось бы, что такого? Но в то время это эпатировало отечественную публику — как так, художники изображают себя почти голыми! Не Франция, чай! Короче, ребята хотели, выражаясь современным языком, хайпа — и они его получили!

Теперь самое время перейти к Петру Кончаловскому, который так же, как и Машков, со временем эволюционировал от авангарда к соцреализму. Кроме того, от него пошла знаменитая династия Михалковых — Кончаловских: его дочь Наталья, поэтесса и детская писательница, была женой Сергея Михалкова, поэта, автора нескольких текстов гимна. А их сыновья — Андрей Михалков-Кончаловский и Никита Михалков — стали знаменитыми режиссёрами... правда, это уже совсем другая история.

Петр Петрович Кончаловский, 1876 — 1956)
Натурщица у печки, 1917


Шахерезада, 1917


Натурщица на корточках, 1919


Женщина перед зеркалом, 1923


Натурщица с рыжими волосами перед зеркалом, 1923


Геркулес и Омфала, 1928


Девушка с книжкой, 1927


Девушка под зонтиком,1929


Натурщица с рыжими волосами перед зеркалом, 1928


Обнаженная на фоне зелени, 1928


Женщины купаются в ручье, 1930



Аристарх Васильевич Лентулов, 1882 — 1943

Лентулов считается «отцом русского авангарда». И хотя он к соцреализму не имел ни малейшего отношения, в советские годы он оставался весьма уважаемым художником: проводились его персональные выставки, кроме того, он был профессором Суриковского института...

Две натурщицы с букетом роз



Александр Васильевич Куприн, 1880 — 1960

Александр Куприн был признанным мастером пейзажа, но в свой бубнововалетский период писал в основном кубистические натюрморты. Соцреализм не миновал и его — говорили же, что бытие определяет сознание — ну и вот... Из-под кисти пейзажиста выходят работы «Металлургический завод им. Петровского. Доменный цех» и «Баку. Нефтяные промыслы. Биби-Эйбат». Ну что ж, бывает...

Модель в шляпе с зеленой лентой, 1910


Лежащая обнаженная, 1917


Обнаженная натурщица с красной ленточкой в волосах и с синим подносом



Роберт Рафаилович Фальк, 1886 — 1958

Ещё один из основателей «Бубнового валета», яркий и самобытный художник. С 1928 года жил в Париже, но в 1937 (!) году почему-то вернулся в Советский Союз, при этом, вопреки тогдашним тенденциям, не то, чтоб был обласкан властью, но и не обижен — получил мастерскую, стал работать оформителем в Московском еврейском театре, был удостоен ряда персональных выставок. В 1940-е подвергся нападкам в советской прессе за «формализм», которые, впрочем, остались без видимых последствий.

Обнаженная. Крым, 1916


Сидящая обнаженная


Лежащая обнаженная, 1922


Обнаженная в кресле, 1922


Дама в чулках


Обнаженная на фоне цветов


Портрет Габриэль, 1931


Обнаженная, 1934


Обнаженная, 1934


Обнаженная рядом с креслом, 1940



Василий Васильевич Рождественский, 1884 — 1963

Ещё один из «отцов» «Бубнового валета», впоследствии отбратившийся к соцреализму. Участник выставок художественных произведений к 10-летнему юбилею Октябрьской революции (1928), «Красная Армия в советском искусстве», произведений революционной и советской тематики (обе — 1930), «Социалистическое строительство в изобразительном искусстве» (1931). Имея авторитет среди советских властей, поспособствовал вернувшемуся из Франции Роберту Фальку в получении студии и продвижении творчества — надо отдать должное, проявил себя весьма приличным человеком.

Сидящая обнаженная



Михаил Фёдорович Ларионов, 1881 — 1964, Россия-Франция

Первый из представленных сегодня художников «Бубнового валета», кто не жил в Советской России. Собственно, он и не эмигрировал — будучи солдатом Первой мировой, получил ранение и лечился в госпитале во Франции, ну, а после революции предпочёл не возвращаться на родину. Считается одним из основоположников русского авангарда. Был проводником «наивного искусства», примитивизма, создавая полотна, отличающиеся сочным цветом, резкими линиями. После первой выставки «Бубнового валета» идейно разошёлся с «отцами-основателями», и вместе с Натальей Гончаровой, Казимиром Малевичем, Виктором Бартом, Владимиром Татлиным, Марком Шагалом создал новое объединение — «Ослиный хвост», которое, впрочем, ограничилось лишь одной выставкой и не смогло толком организоваться. Смотрим Ларионова.

Голубая обнаженная, 1903


Три купальщицы с розой, 1904


Купальщицы, 1904


Купальщицы при заходящем солнце. Одесса, 1904


Лежащая обнажённая, 1906-07


Цыганка в Тирасполе, 1910-е


Женщина в ванне


Лежащая обнажённая, 1910-е


Стоящая обнажённая, 1910-е


Деревенские купальщицы, 1909


Венера, 1912


Венера и Михаил, 1912


Кацапская Венера, 1912


Еврейская Венера, 1912


Купальщицы, 1912


Лежащая обнаженная, 1944


Весна, 1920


Две девушки на берегу ручья, 1920-е



Наталья Сергеевна Гончарова, 1881 — 1962, Россия-Франция

Жена и единомышленница Михаила Ларионова.

Натурщица (на синем фоне), 1909-1910


Казимир Северинович Малевич, 1879 — 1935
Купальщицы, вид сзади


Виктор Сергеевич Барт, 1887 — 1954
Две фигуры


Владимир Евграфович Татлин, 1885 — 1953
Купание женщины


Натурщица, 1912


Натурщица



Марк Шагал, 1887 — 1985, Россия-Франция
Сидящая красная обнаженная


Сергей Иванович Лобанов, 1887 — 1942
Сидящая обнаженная у зеркала, 1910-е


Алексей Георгиевич Явленский, 1864 — 1941, Россия-Германия

Явленский жил в основном в Германии, в группе не состоял, но принял активное участие в первой выставке.

Сидящая обнаженная, 1910


Сидящая обнаженная


Спяящая женщина, 1910



Давид Давидович Бурлюк, 1882 — 1967, Россия-США

Давид Бурлюк, как и его брат Владимир в 1911 году вышли из «Бубнового валета» и примкнули к ларионовскому «Ослиному хвосту». Давид Бурлюк ещё поучаствовал в поэтическом сборнике «Пощёчина общественному вкусу», вместе с Маяковским, Хлебниковым и Кручёных. Но здесь мы рассматриваем его не как поэта...

В бане


Две женщины в бане


Ведьмы


Дочери Зевса


Одалиска


Радуга


Поэт и муза

Между прочим, я уже знакомила читателей с творчеством Давида Бурлюка,
в публикации о художниках русского зарубежья. Посмотрите картины по этой ссылке, их немного, но они весьма интересны.

Владимир Георгиевич Бехтеев, 1878 — 1971

Этот художник не состоял в объединении «Бубновый валет», но зато был активнейшим участником первой выставки 1910 года. В дальнейшем он посвятил себя работе в сфере книжной иллюстрации, писал пейзажи, в основном в акварели.

Молодые женщины у источника, 1909


Битва амазонок, 1909


Cтрелки из лука, 1910


Четыре купальщицы, 1910


Две купальщицы на пляже, 1910


Куртизанка, 1910


Купальщицы, 1910-е


На берегу реки, 1911


Обнаженные в лесу, 1911-1912


Рептилии, 1911


Вакханалия, 1911


Вакханалия, 1914


Сатиры и нимфы, 1914


Дафнис и Хлоя, 1919-1920



Николай Ефимович Кузнецов, 1876 — 1970

Не был членом объединения. Поучаствовал в выставке «Бубнового валета» в 1916 году. Потом вполне вписался в образ типичного советского художника, ничем особо выдающимся не отметившись.

Модель при электрическом освещении


Натан Исаевич Альтман, 1889 — 1970

Альтман, как и Кузнецов, был участником бубнововалетской выставки 2016 года, при этом в объединении он не состоял. Но, в отличие от Кузнецова, он не затерялся в сонме советских художников, а сделал кое-что выдающееся — написал портрет Анны Ахматовой, ставший её каноническим изображением. Кому интересно — дайте запрос «Альтман Ахматова», ну, а те, кто всерьёз интересуется творчеством Ахматовой — наверняка видели этот портрет. Ну. а так Альтман, помимо того, что написал кучу портретов Ленина, был, в основном, театральным художником.

Портрет Ирины Петровны Дега

Ирина Дега-Животовская была супругой Натана Альтмана. Когда он писал её портрет, они еще не были женаты, и Ирину активно «обхаживал» Владимир Маяковский, который называл её «козликом». Он часто заходил в мастерскую Альтмана и комментировал процесс написания портрета «козлика», но в итоге успеха не снискал — Ирина вышла-таки замуж за Натана. В 1929 году они уехали в Париж, где жили вместе до 1935 года, когда Альтману кровь из носу захотелось вернуться в Россию, а Ирина этого не желала, и в результате супруги расстались. Альтман, вернувшись в СССР, работал в сфере книжной иллюстрации, делал эскизы почтовых марок. Ирина долго не выдержала одиночества на чужбине и рванула было за ним — но семья обратно не срослась. Она прожила долгую жизнь, много лет работая преподавателем хореографии...

И последним из художников-бубнововалетовцев, представленных мной сегодня, будет...

Александр Александрович Осмёркин, 1892 — 1953

Александр Осмёркин был учеником Ильи Машкова, открывшего нашу сегодняшнюю публикацию. К «Валету» присоединился в 1914 году, с тех пор неизменно участвовал в выставках объединения. Был преподавателем Суриковского института; имеет солиднейший список учеников-художников. Так получилось, что работы Осмёркина, выставлявшиеся «Бубновым валетом», не имели отношения к нашей тематике, а вот обнажённой натурой он заинтересовался как раз после прекращения деятельности «Бубнового валета», в 1920-е годы. Работы Осмёркина этого периода и завершат наш экскурс в область истоков русского авангарда и знакомство с «Бубновым валетом».

Александр Александрович Осмёркин, 1892 — 1953
Натурщица, 1922-23


Обнаженная, 1924


Натурщица у станка, 1924


Обнаженная с зеркалом, 1924


Обнаженная, 1946


Натурщица перед зеркалом, 1923-24

Вот, ровно век назад были такие люди, и была вот такая жизнь. Это очень интересно и очень круто. И очень круто ещё то, что мы по прошествии сотни лет вот так можем это рассматривать и анализировать. Но сейчас — и время другое, и жизнь другая, и всё по иному. Так что — делайте выводы, но, тем не менее, старайтесь радоваться жизни. И берегите себя и своих близких.


К оглавлению

Локальное оглавление по российским художникам
Tags: Бубновый валет, Ослиный хвост, Россия, авангард, живопись, искусство, модерн, ню, обнаженная натура, фовизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments