catrina_burana (catrina_burana) wrote,
catrina_burana
catrina_burana

Categories:

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176.

Так повелось, что после каждых четырёх постов о художниках Франции я размещаю пятый, «русский» пост. И так сложилось, что схема 4+1 помещается у меня ровно в календарный месяц. Вот и теперь, завершая майскую серию, я знакомлю читателей с творчеством нескольких русских художников. Особенность этой публикации в том, что мы не очень-то отойдём и от французской темы. Скоро догадаетесь, почему.

Давным-давно, ещё в октябре 2018 года, я опубликовала две подборки, под номерами 48 и 49, которые назывались «Русское зарубежье — начало» и «Русское зарубежье — окончание». Там были представлены, например, такие художники как Калмаков, Олинский, Рохлина, Бурлюк, Чистовский, Шаляпин... Завершал вторую часть современный художник Слава Грошев. То есть, тогда предполагалось, что тема русского зарубежья закрыта, и возвращаться к ней мы уже не будем. В то время я рассчитывала, что мне удастся выложить 70-80 постов по заявленной теме, но до сотни я не дотяну. Кто ж тогда знал, что через два с половиной года мы будем стремительно приближаться к завершению второй сотни публикаций... Вот и получается, что тематика русского зарубежья у нас возобновляется, и, полагаю, что это не последний пост в данном, как сейчас принято говорить, «кейсе».

176. Русское зарубежье-III

Откроет подборку очень интересный и самобытный художник с просто потрясающей биографией — Филипп Малявин. Он родился в 1869 году в крестьянской семье. В 16 лет уехал вместе с афонским монахом на Афон, чтобы научиться церковной живописи и стал послушником монастыря Св. Пантелеймона. Возможно, он принял бы и монашество и остался на Святой горе, но в 1891 году скульптор Беклемишев, посетивший Афон, был настолько впечатлён живописными работами молодого соотечественника, что сумел уговорить его вернуться к мирской жизни, чтобы продолжить художественное образование.

Малявин возвращается в Петербург и в 1892 году становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. Через два года он поступает в Высшее художественное училище, в мастерскую Ильи Репина. Его соучениками были, например, Игорь Грабарь и Константин Сомов... Постепенно он обретает популярность — он активно выставляется, две его работы покупает Павел Третьяков; от заказов на портреты нет отбоя... Окончив училище, Малявин получает приглашение на Всемирную парижскую выставку, где удостаивается золотой медали. Он женился на художнице Наталье Савич, и молодая семья приобрела поместье под Рязанью, где Малявины жили до самой революции, иногда, впрочем, выезжая в Париж в творческие командировки.

В 1918 году большевики реквизировали поместье, но тем не менее, Малявин оказался почему-то настолько приближенным к новой власти, что ему был открыт доступ в самые высокие кабинеты, где он делал зарисовки и портреты тогдашних вождей — Троцкого, Луначарского и самого Ленина. Благосклонность властей позволила ему сохранить в собственности свои картины и в 1922 году получить разрешение на вывоз их во Францию для организации передвижной выставки. В советскую Россию Малявины уже не вернулись. Семья обосновалась сначала в Париже, затем они переехали в Ниццу. Малявин был популярен и востребован, активно выставлялся по всей Европе до начала Второй мировой войны. В 1940 году Филипп Малявин был арестован оккупационными властями в Бельгии и обвинён в шпионаже. За него заступились влиятельные люди, и он всё же был отпущен и не без труда сумел добраться до Ниццы. Это невесёлое приключение подорвало здоровье уже далеко не молодого художника, и в конце 1940 года он скончался.

Но каковы «броски судьбы» — от афонского монастыря, через мастерскую Репина и кабинет Ленина — к эмиграции, успеху европейского масштаба... и обвинению в шпионаже!

Смотрим.

Филипп Андреевич Малявин (1869 — 1940, Россия — Франция)
Зимний душ


Казанская девственница


Обнаженная


Принцесса и лобстер


Три грации под большевизмом

Не любил большевиков Филипп Андреевич, ох, не любил... Хоть и с Троцким знакомство водил, да и с Лениным наверняка чаи пивал...


Даная


Лежащая обнаженная


Модель в шляпе


Рыжеволосая обнаженная


Обнаженная. 1925


Сидящая обнаженная



Павел Дмитриевич Шмаров (1874 — 1950, Россия — Франция)

Павел Шмаров родился в семье воронежского мастерового. Учился одновременно с Филиппом Малявиным в петербургском Высшем художественном училище, в мастерской Ильи Репина. И, так же, как и Малявину, протекцию ему составил скульптор Беклемишев — вместе с Репиным они, хоть и не с первой попытки, но всё же «пробили» присвоение Шмарову звания академика Академии художеств. В 1923 году художник эмигрировал сначала в Рим, где прожил два года, но затем обосновался в Париже. Вёл активную творческую жизнь, много выставлялся, не только во Франции, но и в других странах Европы.

Обнаженная в окне


Две женщины, рыжая и брюнетка


Обнаженная, руки над головой


Девочка в дверном проеме


Женщина с вуалью


Купание


Загорающие


Купальщицы на траве


Купальщицы


На пляже


Русские крестьянки и купальщица


Юные купальщицы


Две русалки


Купальщица с вуалью


Купальщицы


Купальщицы с ребенком


Купальщицы и ребенок с собакой


Купальщицы с собакой


Десять купальщиц с собакой


Три купальщицы


Купальщицы


После купания


После купания


После купания



Сергей Юрьевич Судейкин (1882 — 1946, Россия — США)

Судейкин известен, прежде всего, как театральный художник. Оформлял оперные постановки московского театра «Эрмитаж», ведущих петербургских театров. Тогда ещё не было понятия «дизайнер», но именно в таком качестве в основном и работал Сергей Судейкин. Например, он полностью сделал оформление популярнейших в 1910-е годы среди богемной питерской публики литературно-художественного кабаре «Бродячая собака» и театра-кабаре «Привал комедиантов». В 1920 году эмигрировал в Париж, где поработал сценографом кабаре «Летучая мышь», а через два года переехал в Нью-Йорк, где работал над оформлением спектаклей в «Метрополитен Опера».

Вакханалия, 1907


Лежащая обнаженная


Обнаженная


Портрет О. А. Глебовой-Судейкиной


Юность



Борис Дмитриевич Григорьев (1886 — 1939, Россия — Франция)

В 1910-е годы Борис Григорьев был одним из самых престижных и дорогих портретистов России. Занимался также и книжной графикой, и оформительскими работами — участвовал даже в оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьского переворота. Но от «новой жизни» художник был всё же, мягко говоря, не в восторге, и в 1919 году он вместе с семьёй на лодке тайно переплывает Финский залив и перебирается в Европу. Два года семья жила в Берлине, затем — в Париже, а в 1927 году Григорьевы приобрели виллу в Провансе, где художник и жил до своей смерти. В эмиграции Григорьев занимался, большей частью, книжной иллюстрацией. Активно выставлялся — и как живописец, и как график; много преподавал...

В цирке, 1918


Антре


Мать, 1915


Интимная сцена. Моющая волосы, 1917


Девушки


Модель, 1926



Ольга Николаевна Сахарова (1889 — 1976, Россия — Испания)

Ольга Сахарова родилась в Тифлисе, там же училась в художественной школе. Отец её был русским, мать — из Персии. В 1910 году молодая художница уехала в Мюнхен, где вскорости вышла замуж. С началом Первой мировой молодая семья переехала в Испанию. Большую часть жизни Ольга Сахарова прожила в Барселоне.

Купальщица


Купальщицы, мать и дочь


Купальщицы в каналах


В том же Тифлисе и в те же годы училась живописи в художественной школе следующая из художниц, чьё творчество я хочу представить вашему вниманию. И эта художница будет безусловным хедлайнером сегодняшней публикации. Звали её Мария Воробьёва-Стебельская, но больше известна она как Маревна — такое прозвище она получила от Максима Горького, с которым она познакомилась на острове Капри, и оно стало её творческим псевдонимом.

Мария родилась в 1892 году в поволжском городке Мариинский Посад в семье польского дворянина и русской актрисы. Отца по службе перевели в Тифлис, где и прошли подростковые и юношеские годы художницы. В 1910 году Мария поступила в Строгановское училище в Москве, где проучилась два года. К двадцати годам девушка поняла, что настоящая художественная жизнь — она в Париже! И в 1912 году Мария переезжает именно туда, где быстро становится своей в среде художественной богемы, заводит дружбу с Пикассо, а потом и любовный роман с Диего Риверой, от которого у неё родилась дочь Марика — она будет героиней не одной картины из тех, что вы увидите ниже. В 1948 году Маревна переехала в Англию, где и прожила до конца жизни.

Маревна была весьма востребованной художницей-портретисткой, много выставлялась по всей Европе, выполняла заказы для домов моды... Ближе к концу своей длинной и богатой событиями жизни опубликовала книгу мемуаров о своём парижском периоде...

Художественный стиль Маревны называют сочетанием кубизма и пуантилизма, впрочем, всё это условности. И давайте, в конце концов, уже посмотрим!

Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская, или Маревна (1892 — 1984, Россия — Франция — Великобритания)
Лежащая обнаженная молодая женщина, 1930


Две лежащие обнаженные, 1930


Две лежащие обнаженные, 1930-е


Две девушки


Две обнаженные


Купальщица, ок.1930


Портрет Марики, 1930-е


Портрет Марики


Портрет Марики


Отдыхающая Марика (а-ля Модильяни)


Марика в ванной, 1933


Портрет дочери художницы, Марики Ривера в возрасте 23 лет с возлюбленной, 1942


Юность


Лежащая обнаженная молодая женщина, 1937


Стоящая обнаженная, 1937


После купания


Обнаженная


Мулатка с перцами, 1938


Обнаженная, 1935 - 1943


Лежащая обнаженная, 1939 - 1942


Лежащая обнаженная


Лежащая обнаженная с полотенцем


Лежащая обнаженная


Лежащая обнаженная


Две обнаженные, 1942


Две подруги, 1942


Две стоящие девушки, 1942


Ваза с фруктами, 1942


Урожай апельсинов, 1945


Армянская красавица, 1943


Сидящая обнаженная, 1946


Сидящая обнаженная


Обнаженная с полотенцем


Женщина, одевающая носок


Женщина, снимающая носок


Женщина с поднятыми руками


Девушка, заплетающая волосы


Мать и дитя


Портрет молодой девушки с букетом


Юная красавица


Бюст обнаженной, 1964


Лежащая обнаженная, 1968


Яна, 1968


Купальщица, 1969


Лежащая красавица в сапожках. Портрет Кэт Нолан, 1972


Семья, 1972


Клоди Ламорисс с двумя тибетскими догами, 1974


Обнажённая перед зеркалом, 1976


Танец


А завершает сегодняшнюю подборку картина русско-французской художницы Ирины Клестовой. Она родилась в 1907 году в Саратове, училась в Москве у Фёдора Рерберга, а в 18-летнем возрасте эмигрировала во Францию. Там Ирина вышла замуж за русского художника-эмигранта Льва Чистовского, чьё творчество у меня было представлено здесь. Работала в классической стилистике, в основном — в жанре натюрморта.

Ирина Борисовна Клестова (1907 — 1988, Россия — Франция)
Лежащая обнаженная

Ну вот, если кому поднадоели кубизм, пуантилизм, а также и импрессионизм вместе с постимпрессионизмом, фовизм, экспрессионизм, символизм и ар-деко — именно для вас заключительная картина в классическом исполнении! И тематика вполне соответствует времени года, ведь через пару дней начнётся календарное лето, так что я желаю уважаемым читателям использовать благодатные летние дни для оздоровления и поднятия жизненного тонуса, как это делает героиня последней картины — хотя совсем не обязательно напрямую ей подражать.

Следующая публикация откроет июньский цикл, и она, как заведено, будет снова «французской». До встречи, и берегите себя!



К оглавлению

Локальное оглавление по российским художникам
Tags: Британия, Испания, Российская Империя, Россия, США, Франция, живопись, ню, обнаженная натура, эмиграция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments